Наш мир стремительно меняется. Меняются гастрономические привычки - мы все чаще заказываем еду на дом через приложения, изменился способ передвижения на общественном транспорте - каршеринги и Uber/Яндекс такси пришли на смену вечно недовольным бомбилам с вокзала. Вокруг звучит вечная рапсодия о зеленой экономике и бережливом производстве, уменьшении вредности выхлопа - на этом информационном фоне люди начинают активнее пересаживаться с бензинового на электротранспорт. О самом модном виде летнего такого транспорта - электросамокате - мы и поговорим.
С 2018-2019 гг наблюдается бум этих "электричек". Все больше и больше офисных работников предпочитают личному автомобилю электросамокат. Тут и там строятся велодорожки, которые в летнее время пользуются особой популярностью, велосипеды потихоньку выдавливаются с собственной среды обитания этими захватчиками.
Я впервые сел на этот вид транспорта в марте 2019-го года. До этого, кроме велосипеда, опыта вождения двухколесного транспорта не имел. И вот, за полгода накопилось достаточно выводов и мыслей, давайте разбираться.
Мой "конь" - самый обыкновенный и наиболее популярный во многих странах мира Xiaomi MiJa M365 2016 года. Максимальная скорость - 25 км/ч, выбег от зарядки до зарядки - 30 км, круиз контроль, фонари подсветки, эко-режим, включены в стандартную комплектацию. Ведущее мотор-колесо - переднее. На 250 Вт. Тормоза обычные тросовые на заднем колесе, на переднем - система рекуперации кинетической энергии. Тормозной путь - до 4 м. Масса - 12,7 кг. Максимально разрешенная масса "всадника" - до 100 кг. Но это "сухие" факты. Давайте выделим плюсы и минусы конкретного аппарата.
Плюсы: легкость - в сравнении с одноклассниками, компактность - складывается вдвое.
Третье: дизайн - субъективно, но, по мне, лучшее, что можно найти среди бюджетных самокатов, что и обусловило его высокую популярность. Четвертое - минималистичная эргономика - ничего лишнего, все понятно.
Круиз-контроль - удобная штука, по аналогии с автомобилем, не нужно постоянно держать руку на ручке газа.
Подсветка удачно интегрирована в раму, что встречается не везде.
Плюсом является возможность перепрошить устройство, увеличив выбег на полной батарее до 35 км или увеличив максимальную скорость до 30 км/ч. Но как это влияет на ресурс батарей и в целом безопасность конструкции, доподлинно неизвестно - попробую уже в следующем сезоне.
Минусы: недостатки конструкции - камерные стоковые шины - спускает и зажевывает. Приходится периодически подкачивать. Не успел - прощайся с камерой. Я сменил 3 комплекта за полгода и в результате остановился на бескамерных.
В чем тоже есть свой минус - плавность хода. На бескамерных литых колесах выявляется второй минус - жесткая подвеска - упругих элементов не предусмотрено - все за счет шин. В результате тряски и жесткой езды расшатывается и отламывается заднее крыло - третье слабое место конструкции.
Еще минус - негерметичность конструкции. Самокат не рассчитан на езду по лужам и в сильный дождь, а ведь наши погодные условия не угадаешь. Однако от брызгов защита имеется, поэтому паниковать, попадая под небольшой дождь, смысла нет. Слабые тормоза также являются одним из минусов - не всегда удается погасить скорость до нуля при опасной ситуации, что только усугубляет её. Очередной минус - малоинформативность панели приборов. Есть только индикатор остатка заряда аккумулятора, но ни спидометра, ни индикатора напряжения ячеек аккумулятора, ни изменения настроек круиз-контроля и рекуперации энергии - для этого нужно открывать приложение. Как решение проблемы предлагается специальный дополнительный экран стоимостью около 2000 рублей.
Еще минус - слабая рулевая колонка - она разбалтывается и начинает скрипеть у многих. Решается копеечными проставками, но полностью уйти от люфта вряд ли получится.
И напоследок, хоть производитель и заявляет массу ездока до 100 кг, если вы весите более 80 кг - этот самокат, скорее всего, не для вас. 250 Вт мощности не хватает на подъемах, да и езда на резервном заряде батареи превращается в мучение. С другой стороны для меня это было одним из стимулов заняться собой и похудеть.
Мне захотелось прикинуть, окупается ли этот вид транспорта. и я провел простой расчет.
Итак, стоимость самоката - 25 000 руб., за все время владения потрачено 2 500 рублей на задние колеса, вулканизацию, камеры, 500 руб. на заднее крыло, 800 руб. на шлем. Итого около 29 000 рублей за полгода. Посчитаем выгоду по сравнению с передвижением на автомобиле. 6 месяцев работы - 120 рабочих дней. Предполагаем, что мы не болеем и не ходим отдыхать, в общем, такой себе гипотетический среднестатистический современный раб, который при этом катается на самокате в любую погоду. Расстояние дом-работа-дом - 20 км. Всего проедем 2400 км за полгода. Расход - 15 л/100 км по пробкам (вряд ли кого-то сильно обманем). Выходит 360 литров "горючки". При цене в 42 руб. / литр АИ-92 получаем около 15 000 руб. Казалось бы, машина экономичнее. Но давайте добавим туда стоимость платной стоянки авто, все-таки личные парковочные места есть далеко не у всех, и ситуация складывается уже другая. Стоимость парковки в день - скажем, 50 руб, что весьма гуманно. То есть, еще 6 000 руб. ушло на парковку "коня". Если добавить один-два штрафа - еще 4 000 руб. к затратам четырехкёлосных - никто не идеален. Ну и амортизация автомобиля - за полгода что-то наверняка потребует замены или профилактики, то же масло или колодки, аккумулятор или свечи, сайлентблоки или шаровые - можно продолжать до бесконечности. Пусть это будет средненькое масло в двигателе и фильтр за 4 000 руб. И вот мы вышли уже вровень с самокатом. Получается за полгода те же 29 000 рублей. В общем, можно резюмировать, что за сезон такой вид транспорта "отбивает" себя.
Давайте добавим сюда еще и свободу и скорость перемещения на самокате, но отнимем отсюда безопасность на дороге - не все участники движения готовы к юрким самокатчикам, выскакивающим порой под колеса, как чертики из табакерки. Добавим сюда отсутствие необходимости думать о поиске парковки, но отнимем необходимость мокнуть во время дождя. Добавим дешевизну электроэнергии, но отнимем постоянную зависимость от розетки и долгую зарядку - 4 часа до полного заряда.
И снова о безопасности. Пара знакомых получило увечья легкой и средней тяжести, неудачно упав с самоката в городской суете. Да и сам я однажды кувыркнулся довольно эпично на внезапном препятствии, о котором коммунальщики не удосуживаются сообщить соответствующими табличками и заграждениями. Тогда все обошлось, но обойдется ли снова? С другой стороны, нет никаких гарантий, что в автомобиле или на пешеходном переходе вы застрахованы от этого.
Так что, кататься или нет на самокатах, каждый ответит для себя сам, но считаться с этим транспортом на дорогах можно и нужно уже сейчас, от этого зависит наша с вами безопасность движения. И совет на дорожку: пользуйтесь, пожалуйста, шлемами. Они могут спасти вам жизнь.