До автомобилистов постепенно доходит понимание, что нас более века «дурачат» с двигателями внутреннего сгорания. Ведь имеется совершенный по конструкции и характеристикам электромотор, который исключает архаичные понятия об ускорении, приемистости, холодном запуске, которому не нужны трансмиссия, ГСМ и прочие «расходники» в привычном их понимании. Что все изощрения инженеров лучше бы направили на решение вопросов аккумуляции электроэнергии и удобства зарядки. По сути, мы до сих пор пользуемся пещерными «керосинками», тогда как прогрессивная «лампочка Ильича» все еще светит не многим. Данный обзор Drom.ru посвящается «темной» (пока еще) стороне российского авторынка — электромобилям.
Принесенные током.
Сегодня в России можно проехать от Москвы до Владивостока (более 9000 км) за семь суток полностью на электротяге и без ожиданий на подзарядку — если сесть в поезд. Электровозы проведут пассажирский состав, но с одним условием — питаясь от контактного провода. Не очень быстро, зато наверняка. Если же сесть в серийный электромобиль, то с учетом его характеристик и существующей инфраструктуры в стране он сильно отстанет от поезда, даже двигаясь по трассе летом. Просто уйдет очень много времени на подзарядку аккумуляторов — придется больше стоять «у розетки», чем ехать. В этом весь драматизм нынешних электромобилей — как раз с их «мобильностью» вопрос пока не решен.
В наших нынешних условиях об удобствах и преимуществах эксплуатации электромобилей можно говорить в рамках маршрутов город — пригород. Опять же, с условием, что есть возможность по нескольку часов заряжать машину от бытовой розетки. Надеяться на быстрое развитие сети станций быстрой зарядки в ближайшем будущем вряд ли стоит (к тому же стоимость зарядки будет дороже), хотя примеры появления таких точек есть не только в столице России. Другая незадача «маячит» на некотором удалении — ресурс тяговых батарей не вечен. Автопроизводители, как правило, дают восемь лет гарантии на аккумуляторы, но полного понимания сервиса по ним на «вторичке» еще нет.
Как все же изящно и многообещающе сегодня звучат рекламные слоганы автокомпаний на свои новейшие разработки — «Добро пожаловать в удивительный мир электромобилей!», «Будущее начинается сегодня», «Мы вернулись в исходную точку»…
И действительно, приход машин на электротяге в корне меняет жизнь человека. Здесь и технические данные, и обслуживание, и сам процесс движения — все «звучит» по-другому. Электрокары подразумевают всевозможные («бесконечные») вариации по исполнению, но главной характеристикой на сегодня является запас хода (дальность поездки) на одной полной зарядке. Исходя из существующих стандартов измерения энергопотребления автомобилей, расчеты «выбега» электрокаров могут заметно разниться — в пределах 20—25%. К более жестким и реалистичным принято было относить американский регламент (EPA), но с 2017 года действует новый стандарт WLTP (попросту говоря — всемирный измерительный ездовой цикл), который тоже позиционируется как наиболее приближенный к реальным условиям.
В России ко всему надо добавлять суровый климат с низкими температурами, что по-своему сказывается на эффективности тяговых батарей. В этом вопросе, например, показательно выглядят уточнения от компании Renault, которая в аннотациях к своим электрокарам дает весьма различающиеся цифры пробегов в зависимости от условий эксплуатации (см. ниже). И хотя электрокары постоянно совершенствуются, повышая свою дальнобойность (до 400—500 км уже не предел), использовать их, скажем, для путешествий по-прежнему проблематично.
Правда, мы уже знаем о скором появлении в России сравнительно недорогого электромобиля, причем отечественной разработки и производства — проект Zetta, который готовится к реализации в Тольятти. Машинка обещается в районе полумиллиона рублей за базовый вариант, а тираж на 2020 год планируется до 2000 экземпляров с дальнейшим увеличением. И все же параметры электрокара с длиной кузова чуть более 3 метров не позволяют ставить его в один ряд с полноценными легковыми моделями массового спроса. Это примерно как ситуация с Renault Twizy — вроде наиболее доступный (базовая цена в России менее миллиона рублей) электромобиль зарубежного производства, однако его длина 2,3 метра и в целом «прогулочное» назначение исключает к нему массовый интерес.
Но самые существенные ограничения связаны с общей позицией в стране — без протекции государства в виде снижения налогов и предоставления прочих вариантов «зеленого света» на пути развития рынка электрокаров трудно говорить об их счастливой судьбе. Европа уже покрыта сетью специализированных станций зарядки, некоторые модели электромобилей по продажам уже обходят аналоги с ДВС, но у нас такой картины наблюдать не приходится.
Новые.
Серийных легковых электромобилей (не гибридов) в мире уже достаточно много. Другое дело, что российский рынок в их отношении пока выглядит сугубо премиальным. Предложение в основном состоит из продукции американской компании Tesla (разных моделей и модификаций), притом до полноценной дилерской сети дело пока так и не дошло. Официально электрические автомобили предлагает BMW и Jaguar, на подходе творения от Audi, Mercedes-Benz, Volvo, Porsche. Но даже утилитарные электромобили, которые можно заказать, например, у дилеров Renault, не являются доступными в общепринятом понимании российских потребителей.
Да, работы в направлении «народного электро» сегодня тоже ведутся (к сожалению, речь пойдет не о российском безвременно «потухшем» проекте EL Lada). Например — Renault K-ZE в образе субкомпактного кроссовера, разработанного на базе Renault Kwid длиной всего 3,7 метра. Характеристики электромобиля, по предварительным данным, сравнительно скромные — с запасом хода до 250 км, зато и цена прогнозировалась всего до $9000. Уже в 2019 году машинка появится на «электроемком» рынке Китая, потом — в Европе и других странах, а вот у нас о ней пока «не слышали». Но будем надеяться, что какие-то «токи» на этом безжизненном проводе все-же появятся.
Приведенные ниже модели не отражают полную картину мирового рынка электрокаров (особенно с учетом ожидаемых моделей), цены — ориентировочные.
Audi e-tron
Размеры — 4901/1935/1629 мм
Колесная база — 2928 мм
Запас хода — 411 км
Стоимость — от 9 370 000 рублей
Электрический кроссовер Audi e-tron разработан на той же платформе MLB Evo, что и Audi Q8. И характеристики машины соответствующие. Два электродвигателя мощностью 360 л.с. (561 Нм) обеспечивают 2,5-тонному автомобилю разгон до «сотни» за 5,8 секунды. Емкость литий-ионной тяговой батареи составляет 95 кВт⋅ч, полная зарядка от сети около девяти часов, запас хода на одной зарядке — до 411 км. Пневмоподвеска с регулируемым клиренсом входит в базовое оснащение. В России официальное появление Audi e-tron ожидалось в 2019 году, но реальность такова, что старт продаж переориентирован теперь уже на первую половину 2020 года. Впрочем, поскольку на европейский рынок электрокар вышел еще в конце 2018 года, есть возможность его приобретения вне официальных дилеров.
BMW i3
Размеры — 4011/1775/1598 мм
Колесная база — 2570 мм
Запас хода — 335 км
Стоимость — от 3 840 000 рублей
Премьера первого электромобиля компании, разработанного с нуля, состоялась еще в 2013 году. Формат заднеприводного компактвэна (с задним же, конечно, размещением электродвигателя) дает пример гибких и широких возможностей по компоновке таких автомобилей. После модернизации 2017 года BMW i3 прибавил в пробеге на одной зарядке — теперь он заявляется до 335 км. Существуют два силовых варианта: базовый с электродвигателем мощностью 170 л.с. (250 Нм) с разгоном до 100 км/ч за 7,3 секунды, и топовый мощностью 184 л.с. (270 л.с.) с ускорением за 6,9 секунды. Но в обоих случаях емкость аккумулятора составляет 42,2 кВт⋅ч, время зарядки до 80 процентов от бытовой розетки — около десяти часов. В России автомобиль можно приобрести (заказать) через официальную дилерскую сеть BMW, хотя показательных продаж не наблюдается — за 2018 год, по данным АЕБ, официально удалось реализовать только один экземпляр BMW i3.
Chevrolet Bolt EV
Размеры — 4166/1765/1594 мм
Колесная база — 2600 мм
Запас хода — 380 км
Стоимость — от 4 140 000 рублей
Этот переднеприводный электрический компактвэн появился в конце 2016 года как ответ в данном сегменте от автогиганта GM, то есть раньше, чем самая доступная Tesla Model 3. В целом «народный американский электромобиль» удался: мощный двигатель в 200 л.с. (360 Нм) позволяет достичь скорости в 100 км/ч всего за 6,5 секунды, тяговая батарея на 60 кВт⋅ч обеспечивает запас хода до 380 км, а полное восстановление от сети при помощи зарядного устройства составляет девять часов. В России об официальном появлении Chevrolet Bolt EV говорить не приходится, остаются только альтернативные варианты приборе.
Hyundai Ionic Electro
Размеры — 4470/1820/1450 мм
Колесная база — 2700 мм
Запас хода — 294 км
Стоимость — от 2 965 000 рублей
Электромобиль С-сегмента с кузовом типа лифтбек от компании Hyundai появился в 2016 году в составе целого семейства электрифицированных моделей (другие — с гибридными силовыми установками). Параметры электрокара изначально были не «супер», однако уже весной 2019 года корейцы представили его с улучшенной электрической начинкой: с двигателем мощностью 136 л.с. (295 Нм) и тяговой батареей на 38,3 кВт⋅ч, с увеличенной до 294 км (по WLTP) дальностью пробега на одной зарядке. У себя на родине модернизированный Hyundai Ionic Electro предлагается с весны, на европейский рынок он выходит текущей осенью, ну а в России его продажи пока не планируются.
JAC iEV7S
Размеры — 4135/1750/1560 мм
Колесная база — 2490 мм
Запас хода — 280 км
Стоимость — от 2 650 000 рублей
Даже китайский автопром пока не в состоянии дать миру дешевые электрокары, хотя цены у них все же заметно ниже на аналогичные по размерам модели. Таков и кросс-хэтч JAC iEV7S с его вполне удобоваримыми характеристиками: формат «компакт плюс», электродвигатель мощностью 116 л.с. с разгоном до «сотни» за 11 секунд, тяговая батарея на 39 кВт⋅ч, запас хода до 280 км. В Китае электромобиль выпускается с 2017 года, и что интересно, в 2018 году компания заявляла его в рамках презентации своей новой модельной линейки для российского рынка (с производством в Казахстане). Однако ныне на официальном российском сайте JAC данная модель в списке не фигурирует.
Kia Soul EV
Размеры — 4195/1800/1610 мм
Колесная база — 2600 мм
Запас хода — 277/452 км
Стоимость — от 3 400 000 рублей
Электрическая версия популярного «высокого» хэтчбека Kia Soul появилась еще в 2014 году, но характеристики были не очень. С новым поколением в 2019 году автомобиль заметно преобразился: теперь Kia Soul EV располагает сразу двумя силовыми вариантами. В базовом исполнении значатся электродвигатель мощностью 136 л.с., тяговая батарея на 39,2 кВт⋅ч, а пробег на одной зарядке заявляется в 277 км. Тогда как в топе имеются двигатель в 204 силы, аккумулятор емкостью на 64 кВт⋅ч и дистанция между «заправками» уже 452 км. И разгон до 100 км/ч весьма бодрый — 7,6 секунды (в базовом варианте — 9,6 секунды). Кстати, в Европе новый Соул предлагается только в электрической версии, причем еще с весны, а до российского рынка автомобиль официально пока так и не «доехал».