Книги писательницы Элены Ферранте (Elena Ferrante) уже завоевали большой успех за границей, став бестселлерами. Серия романов о дружбе двух девочек из бедного района Неаполя, которая продолжалась на протяжении 60 лет, была переведена на 40 языков мира, одна из книг попала в шорт-лист премии Man Booker Prize.
О личности автора совершенно ничего не известно, и эта загадка породила много версий о том, кто может скрываться под этим псевдонимом. Выдвигаются версии о том, что это может быть семейная пара, занимающаяся издательским бизнесом или же популярный итальянский сценарист.
После первой же книги цикла - "Гениальная подруга" - европейские журналисты начали расследования в попытках докопаться до истины, кто же стоит за именем Ферранты, а в интернете появился хештег #Ferrantefever ("лихорадка Ферранте"). Даже Хиллари Клинтон во время предвыборной компании сказала, что ей пришлось прочитать первую книгу серии и остановиться на этом, потому что чтение было таким захватывающим, что отвлекало её от работы!
Формула успеха «Неаполитанского квартета» Элены Ферранте: «Интрига должна сохраняться до самого конца».
И дело тут не в том, что личность писательницы никому не известна. Все дело в том, что на протяжении книг Ферранте постоянно задается вопросом: а что будет дальше с отношениями двух подруг? Куда дальше выведет их жизнь? И куда еще может завести дружба, больше похожая на вражду?
Первая книга (L'amica geniale - Моя гениальная подруга) (фрагмент) охватывает детство героинь. Элена Греко (от ее лица ведется повествование) – дочь швейцара, стыдящаяся своей матери-хромоножки. Раффаэлла Черулло не по годам амбициозна, растет в семье сапожника и мечтает разбогатеть. Девочки, которых зовут Лена и Лила, дружат, но скорее назло миру, а не потому что испытывают друг к другу притяжение.
По 1 книге уже снято 8 серий итало-американского сериала. Планируется снять 8серийные мини-сериалы по всем четырём книгам цикла.
Дружба блондинки Лены и брюнетки Лилы основывается на целом замесе ядерных итальянских эмоций. Лена завидует уму Лилы, постоянно тянется к ней и хочет быть не хуже. Лила стремится к хорошей жизни, хочет вырваться из этого душного бедняцкого квартала с безумными колбасниками и осатаневшими женщинами.
История этой токсичной дружбы, наверное, уже не раз разбиралась психотерапевтами и психологами. Со стороны наблюдать за ней так же интересно, как смотреть крутейший сериал, скажем, «Молодого Папу». Лена и Лилу идут разными дорогами, местами расходясь, но они выросли в одном квартале, а потому нерушимо связаны нитями прошлого.
Неаполитанский квартал девочек наполнен звуками насилия и стонами наслаждения. По улицам ходят уставшие и рано состарившиеся женщины, замотанные и неспособные высказать эмоции мужчины. Люди здесь не читают газет (слишком дорого), не признают книг и не говорят милых глупостей. Тотальная и повальная нищета, попытка выжить и оттяпать территорию у тараканов. Полная безнадега, густо сливающаяся со стереотипами. Мужик должен. Баба должна. Она должна выйти замуж как можно раньше. Он должен обеспечивать. Должны, должны, должны. Героини Феранты пытаются выбраться из этого болота, найти свет в конце туннеля.
Но пока что все проблески света похожи, скорее, на надвигающийся поезд.
Вторая книга "Неаполитанского квартета", Storia del nuovo cognome - "История нового имени" (фрагмент), продолжение истории Лену Греко и Лилы Черулло. Подруги взрослеют, их жизненные пути неумолимо расходятся. Они по-прежнему стремятся вырваться из убогости и нищеты неаполитанских окраин, но каждая выбирает свою дорогу. Импульсивная Лила становится синьорой Карраччи; богатство и новое имя заставляют ее отречься от той, кем она была когда-то, оставить в прошлом девочку с незаурядным умом, подававшую большие надежды. Лену продолжает учиться, мучительно доказывая самой себе, что может добиться успеха даже без своей гениальной подруги. Душные задворки Неаполя, блестящая на солнце Искья, университетская Пиза – в разных декорациях жизнь еще не раз испытает дружбу Лилы и Лену на прочность, а они будут снова и снова убеждаться, что нить, связавшую их в детстве, не в силах разорвать ни одна из них.
"Я почти не ходила в кино, никогда не покупала пластинок с любимой музыкой, ни разу не фанатела по какому-нибудь певцу, не бегала на концерты, не собирала автографы, никогда не напивалась, а тот небогатый сексуальный опыт, что у меня был, дался мне непросто, и я сама до сих пор его побаивалась. А эти девушки - кто побогаче, кто победнее - все же воспитывались в куда более комфортных условиях, и к возрасту, когда настала пора сбросить старую кожу и обзавестись новой, подошли куда более подготовленными, нежели я".
Это цитата из третьей книги всемирно известного «Неаполитанского квартета», Storia di chi fugge e di chi resta - "Те, кто уходит, и те, кто остается" (фрагмент). Из нее понятно, что это, наверное, самая рефлексивная, самая личная книга. Она посвящена взрослению Элены Греко - не физическому, не ученическому, а именно житейскому. Элена понимает, что всю жизнь жила в тени своей подруги и настала пора выбраться на свет, и, наконец, найти себя.
И действительно, девушки из бедного квартала словно поменялись местами. Некогда блистательная Лила трудится на колбасном заводе и едва сводит концы с концами. Лену путешествует по Италии, продвигая свою книгу, и готовится породниться с влиятельной профессорской семьей. Жизнь разводит их так далеко, что они остаются друг для друга лишь бесплотными голосами на том конце телефонного провода. Но и Лену, и Лила знают, что время и расстояние бессильны разрушить их связь, от которой они и сами подчас хотели бы освободиться.
А еще у романа очень неожиданная концовка - вы точно не подозревали, что дела могут повернуться таким образом.
«Неаполитанский квартет» Элены Ферранте - как сама жизнь. Если события детства и молодости растягиваются на долгие три тома, то затем дни полетят как сумасшедшие, в бешеной спешке сменяя друг друга. В заключительной, четвертой книге тетралогии Storia della bambina perduta - "История о пропавшем ребенке" (фрагмент) наши героини уже зрелые, а, значит, что-то понявшие и повидавшие. У Лену и Лилы практически одновременно рождаются девочки, что очень их сближает. Заклятые подруги теперь знают, кто они друг для друга и не пытаются это изменить. Лила берет на себя роль негласного лидера квартала, сместив с этого "поста" вечных Солара. Лену входит в пору расцвета своей писательской карьеры, но живет одна с тремя детьми в квартале своего детства. Это ее сознательный выбор. Шаткое равновесие нарушает страшная катастрофа. Беды, кажется, так и липнут к Лиле, доказывая окружающим и ей самой, что она проклята.
Не ищите в финальной книге Ферранте ответов на все вопросы: разве жизнь дает нам их? Не плачьте о том, что закончилась последняя страница: героини уже прочно поселились в Вас. В этом главная магия Ферранте.
***************
Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ.