Стоит признать честно – слушать мы не умеем. Этим грешат большинство людей разных возрастов, разных статусов и профессий.
Неумение слушать, а, еще хуже, ситуации, когда мы перебиваем собеседника, могут стать реальной проблемой для конкретного человека. Он из-за этого не установит желаемый контакт, испортит отношения, сорвется сделка, не пройдет собеседование, банально не понравится и попадет в категорию нелюбимчиков. Да много чего может произойти по вине нашей нетерпеливости…
У меня есть курсы и тренинги по переговорам и по продажам. Так вот, когда перед обучением провожу диагностику, знакомлюсь с сотрудниками, собираю их пожелания, что добавить в обучение, обязательно кто-то из команды высказывает пожелания: «Дать материал, как научиться не перебивать, как внимательно слушать». Здорово, что люди работают над своими слабыми сторонами и сами видят эту проблему. Если поставлена задача – то ее можно решить.
Итак, вот приемы, как научиться не перебивать собеседника.
1) Применять техники активного слушания.
Сначала 8 базовых техник активного слушания, актуальные для делового и личного общения:
- Поддакивания, «угуканья» и прочие демонстрации внимания и заинтересованности в беседе
- Использование положения тела, позы: наклон немного вперед, открытая поза
- Зрительный контакт: чередовать взгляд в области глаз, лба, носа, губ
- Повторение: повторение последних фраз собеседника
- Перефразирование: перефразирование некоторых мыслей, высказанных им
- Уточнения: периодически уточнять, это ли он имел ввиду, так ли Вы поняли
- Присоединение к эмоциям: вербальное, невербальное
- Резюмирование: подведение некоторых итогов сказанного им.
Техники активного слушания помогают не только лучше понять слова собеседника, но и позволяют поддерживать собственную концентрацию, держать себя «в тонусе», производить впечатление внимательного и заинтересованного слушателя.
2) Прекратить внутренний диалог.
Собеседник нам что-то рассказывает, а мы, в полуха слушая его, мысленно рассуждаем на какие-то темы, задаем себе вопросы. Конечно, просыпается нетерпение, и нам хочется скорее его прервать и задать нужные только нам вопросы, перевести тему в нужное русло. Со стороны часто это выглядит очень грубо.
3) Заменить слова на жест.
Захотелось прервать оппонента, быстрее высказать ценную и нужную мысль? Попробуйте хотя бы на время сублимировать эту энергию в жест. Полистайте ежедневник, переставьте ноги под столом, закатайте рукава. Хотя бы на минуту Вы отвлечетесь и обдумаете то, что хотели сказать.
4) Используйте счет.
Простейший прием. Захотелось высказаться прямо сейчас? Мысленно сосчитайте до 5, 10, 20. Насколько хватит терпения.
5) Замените утвердительное высказывание на вопрос.
Вместо «Итак все понятно», «Давайте уже перейдем к» и пр. лучше обратитесь к собеседнику: «Из Ваших слов я сделал такой-то вывод, вы действительно так считаете?», «Как смотрите на то, чтоб продолжить обсуждение с готовым бланком договора?»
6) Используйте технику вдох-выдох.
Вдох на 1-2-3-4, выдох на 5-6-7-8. Если Вам комфортны другие интервалы – попробуйте их. Так Вы не только искусственно создадите себе небольшую паузу, но и обогатите мозг кислородом.
Друзья, желаю вам успешных переговоров. Слушайте и слышьте собеседника!
Вера Бокарева, тренер, консультант по продажам и личной эффективности, д.с.н.
Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, какие техники помогают Вам в этом вопросе?