Найти в Дзене

Барокко: драматизм времени

"Барокко" в переводе с итальянского означает "причудливый", "склонный к излишествам", стиль этот сформировался в Европе в XVI - XVIII веках, центром его влияния, естественно, была Италия. Когда нам с мамой и сестрой посчастливилось посетить эту страну, мы имели возможность увидеть множество сохранившихся зданий эпохи барокко, правда, мама барокко не очень любит, видимо, предпочитая ему простоту классицизма.

Кафедральный собор Мантуи
Кафедральный собор Мантуи

Если до сих пор под названием "барокко" я имел в виду одну архитектуру, то хотелось бы поговорить теперь и о живописи.

Признаки барокко: контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.

Барокко в европейской живописи - это, прежде всего, Караваджо со своей школой, Питер Пауль Рубенс с лучшим своим учеником Антонисом ван Дейком, и непревзойдённый Дьего Веласкес. У всех у них были последователи и подражатели, к примеру, в Утрехте существовали "утрехтские караваджисты". А ещё ведь был Рембрандт... И прочая, и прочая!

Питер Пауль Рубенс. "Охота на львов". 1621
Питер Пауль Рубенс. "Охота на львов". 1621

Мифологическая (историческая) тема - визитная карточка барокко. И в этой связи чаще всего вспоминаются именно кони Рубенса, ведь по части динамичности образов, стремления к величию и пышности, напряжённости сцен, этот мастер не имел себе равных.
А по части контрастности - ну кто же сравнится с Караваджо?

Микеланджело Меризи деи Караваджо. "Неверие апостола Фомы". 1600
Микеланджело Меризи деи Караваджо. "Неверие апостола Фомы". 1600

Ну разве что "утрехтские караваджисты"! Тоже ведь были мастера.

Матиас Стомер. "Благовещение". 1633-1637/1638
Матиас Стомер. "Благовещение". 1633-1637/1638

Испанское искусство во всей красе явило нам Дьего Веласкеса...

ДЬего Веласкес. "Старая кухарка". 1618
ДЬего Веласкес. "Старая кухарка". 1618

А голландское искусство подарило нам Рембрандта. Хотя, конечно, Рембрандт - это нечто даже для той эпохи особенное, невиданное, это, так сказать, "драматизм в квадрате". Но признакам барокко соответствует. И исторической (религиозной) теме мастер посвятил немало своих полотен.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Пир Валтасара". 1635
Рембрандт Харменс ван Рейн. "Пир Валтасара". 1635

Среди художников барокко были и дамы.

Юдит Лейстер. "Ванитас, или Сворачивай вечеринку". 1638 г.
Юдит Лейстер. "Ванитас, или Сворачивай вечеринку". 1638 г.

Здесь даже уже не драматизм, а что-то явно зловещее. Картина вполне соответствует требованиям о слиянии реальности и иллюзии, напряжённости и динамичности.

Вы спросите: "Так может, все художники того времени писали в стиле барокко?" Отвечу: "Нет, уже родился ясный и светоносный классицизм, но и кроме него, была вполне обычная, повседневная живопись". Никакого драматизма, но мастерство и здесь чувствуется.

Адриан Томас Кей. "Семейный портрет". 1583
Адриан Томас Кей. "Семейный портрет". 1583

Одним словом, можно подытожить: барокко в живописи - это динамика, контрастность, порыв, поиск, драма, стремление к достижению цели.

Красота в обычных вещах

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, СТАВЬТЕ ОЦЕНКИ!