☝ Статья больше психологическая, нежели бухгалтерская, но тем не менее бухгалтеры и вообще все офисные работники часто сталкиваются с неумением начальников выстраивать контакты. Речь сейчас не пойдет о том, почему все начальники плохие, не понимают бедных работников, а о том, что некоторые слова, поступки происходят не осознанно и если включиться в ситуацию, то можно вести себя иначе. Возможно, посыл сейчас показался сложным, но обо всем по порядку.
Какие бывают виды манипуляции:
😬 Вид манипуляции: Навязывание чувства вины.
👊Лозунг: Лучшая защита – это нападение.
Допустим, на собеседовании или после были обговорены определенные условия и начальник их не соблюдает. Мало кто скажет: «Да, я был не прав, условия не соблюдались то причине такой-то, ситуацию можно изменить следующим образом». Как поступают многие: 1. Начинают указывать на ошибки работника, даже не значительные, даже те, которые были исправлены, и те, которые напрямую от вас не зависят. Это очень удобно, в дело подключается чувство вины работника и все! Вей какие хочешь веревки!
😬 Вид манипуляции: Взывание к совести.
👊Лозунг: Долг – это святое.
Тут достаточно просто. Трудовой Кодекс вертится на стуле, человек работает до 10:00, но продолжает это делать с чувством собственного долга. Как уйти с работы вовремя, ведь если декларацию не отправить 25го, то на фирму будет наложен штраф? Кто, если не мы? И т.д. Сотрудникам важно понимать, что его время оплачивается до 18:00 (ну или какие-либо другие договоренности по времени и объему работ). Если бухгалтерской аутсорсинговой компании клиент не платит в установленный срок, то пишется уведомление о прекращении работ. Если клиент просит бухгалтерскую компанию провести ряд дополнительных работ, которые в значительной степени энергозатратны, то менеджеры по клиентскому сервису с улыбкой соглашаются и выставляют дополнительный счет. Простому работнику сложнее «качать права» под натиском авторитета.
😬 Вид манипуляции (обожаю): Шантаж.
👊 Лозунг: Если вы не сделаете *что-то, что мне нужно *, то корпоратива не будет.
Музой для написания этой статьи стала моя начальница. Она прекрасная, сильная женщина, но иногда позволяет себе лишнее. Однажды она заявила: «Если Варвара (имя вымышлено) не закроет задачу по клиенту, то весь офис останется без художественного мастер-класса на 8 марта». Детский сад и сбоку бантик. Адекватный человек, в моем понимании, не будет включаться в манипуляцию, а просто продолжит работать, стараться, может сделает вывод из ситуации.
Как сотрудник должен вести себя в подобных, не приятных ситуациях?
😡Я всей душой не люблю, когда мной пытается манипулировать, а не выстраивать порядочные полу партнёрские отношение, которые выгоднее на долгий срок. В этой статье максимум боли. И в такие моменты, когда кровь закипает, важнее всего сохранить лицо и свое достоинство.
👐 Совет сотрудникам 1 «Нормально делай, нормально будет». Сотрудник должен хорошо выполнять свою работу и не заниматься прокрастинацией. Если нет нормального ответа (а не оправданий) на вопрос «Почему ты не закрыл эту задачу вчера?», то человек сам во всем виноват. Если на выполнение какой-то задачи не хватает ресурсов: времени, программного обеспечения, компьютера, то нужно быстро дать обратную связь. Ответственность в офисе - как горячая картошка, которую нужно переложить с плеч путем добросовестного труда. Этот совет нужен для борьбы с чувством вины, которое, кстати, как заметила, с возрастом притупляется.
✋Совет сотрудникам 2 «Границы личности – наше все». Нужно ценить себя как профессионала, фокусироваться на своих достижениях, всегда ловить себя на мысли, когда происходящее не приемлемо для Вас и выстраивать психологические границы личности. Защищайте свои интересы как крепость. Правильные установки помогут вспомнить ради чего вы работаете и ограничить уровень манипуляции чувством долга. Сюда подходить умение говорить «Нет!».
😶Совет сотрудникам 3 «Письменные свидетельства». Этот совет от манипуляций не спасает, просто полезный. Если Вам приходится общаться с кем-то забывчивым или наглым – общение только по почте. Звонком можно максимум продублировать письмо для улучшения реакции. Такими письмами собираются «доказательства невиновности».
👉Совет сотрудникам 4 «Фокус внимания». Этот совет бывает 2х видов, каждого из которых хватит на отдельную статью: 1. Первый совет - вредный совет, как по Григорию Остеру. Если начальник ругает сотрудника за одно, то нужно вспомнить что-то более значимое, что-то более острое, найти ту точку соприкосновения, где нужно объединить усилия и уйти от темы. 2. Второй совет более благородный. Если ругань не по существу, нужно просто предложить «Перевести разговор в конструктивное русло».
🖖Совет сотрудникам 5 «Чувство юмора». Использовать эту технику, все равно, что ходить по льду в конце апреля. Если шутка окажется удачной, то настрой на совместное решение задач станет только лучше, если нет, все будет только хуже. Нужно уметь правильно оценивать свои силы и ни в коем случае в напряженные моменты не использовать черное, жёсткое чувство юмора.
«Люди проявляют себя лучше всего, когда чувствуют, что их ценят» сериал «Миллиарды»
Почему вообще люди любят идти на разные приемы и хитрости вместо того, чтобы спокойно обсудить проблему?
Я думаю причин несколько: люди так поступают из собственной слабости, нехватки энергии, либо пытаются так показать, что они тут главные, проявить свою волю и подавить другого человека, чтобы было легче им управлять.
Что должен знать каждый ИП? Часть 2
Ставьте лайки, если статья понравилась и интересно прочитать еще на подобную тему!
Пишите в комментариях Ваш опыт и мнения!
Интересно было бы узнать, как сотрудники манипулируют начальниками?