Ан-124 («Руслан») (по кодификации НАТО: Condor — «Кондор») — советский/украино-российский транспортный самолёт, являющийся крупнейшим серийным транспортным самолётом в мире. Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава, тяжёлой боевой техники и крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства.
По большинству характеристик превосходит свой американский аналог C-5 "Гэлакси", с конца 60-х лидировавший в этом классе.
Гражданский вариант самолёта может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен для перевозки грузов на большие расстояния. Первый полёт опытный образец самолёта совершил 24 декабря 1982 года в Киеве. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолёт поступил в январе 1987 года. Серийно производился Ульяновским авиационным промышленным комплексом «АВИАСТАР» в 1984—2004 (До сих пор фюзеляжи 2 самолётов стоят на заводе с 2010 года и ждут когда возобновится производство. Собраны на 50 %) и Киевским авиазаводом «АВИАНТ» в 1982—2003 годах.
Стоимость нового Ан-124 сегодня составляет 150—160 млн. долл. Объём рынка оценивается в 82 машины. В настоящее время есть опционы на 61 самолёт, 52 из них намерена приобрести Россия. Среди возможных заказчиков называют Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт 2.
Самолёт построен по аэродинамической схеме турбореактивного четырёхмоторного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением, оснащён авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич». Имеет две палубы: нижняя палуба — грузовая кабина; верхняя палуба — кабина экипажа, кабина сменного экипажа, кабина сопровождающих до 21 чел. Общий объём грузовой кабины составляет 1050 м³. Многостоечное шасси, снабженное 24 колесами, позволяет использовать самолет с грунтовых взлетно-посадочных полос, а также изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Комплекс десантно-транспортного оборудования, две вспомогательные силовые установки с электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность эксплуатации. Особенностью конструкции самолета является наличие двух грузовых люков в носовой и в хвостовой части фюзеляжа, что облегчает и ускоряет процессы загрузки и выгрузки грузов. Грузовой отсек негерметичен, но может быть герметизирован. Над ним находится две герметичных кабины, (передняя — рабочие места экипажа и места отдыха сменного экипажа, 7+8 мест) и задняя (для лиц сопровождающих груз и технического состава, также там размещается рабочее место оператора погрузочно-разгрузочных работ). Бортовое оборудование предназначено для выполнения транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии ПВО противника, длительном отрыве от аэродрома основного базирования и включает: прицельно-навигационный пилотажный комплекс, типовой комплекс связи, десантно-транспортное оборудование (допускается десантирование только посадочным методом). Самолет Ан-124 состоит на вооружении ВВС России.
Для военных перевозок самолет применялся во время боевых действий в Афганистане и в районе Персидского залива (для перевозки зенитно-ракетного комплекса «Пэтриот»). Самолёт оснащён погрузочно-разгрузочным оборудованием, бортовыми передвижными кранами (БПК) общей грузоподъёмностью до 20 тонн, швартовочным оборудованием. Без специального разрешения допускается перевозить моногрузы весом до 50 тонн. Самолёт имеет систему централизованной заправки под давлением через четыре заправочные горловины, расположенные в левой и правой гондолах главных стоек шасси. Также, возможна заправка самотёком через две заливные горловины, расположенные на верхних частях правой и левой консолей крыла. Ан-124 способен брать на борт до 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полным снаряжением. Однако начатые в 1989 году опыты по сбросу с самолета манекенов парашютистов заставили ввести ограничения на парашютное десантирование людей, обусловленные аэродинамическими факторами.
Производство «Русланов» в России было остановлено в середине 1990-х годов. Немного про катастрофы, связанные с этими самолетами. По данным на декабрь 2010 года, разбилось 4 самолёта типа Ан-124. Самой серьезной считается катастрофа самолета, принадлежавшего ВВС России под Иркутском. Тогда, в декабре 1997 года, после отказа сразу трех двигателей после взлета, самолет упал на жилые дома.
Технические характеристики самолета:
- Экипаж: 4-7 человек
- Инженерно-технический персонал: 7-9 человек
- Длина: 69,1 м
- Размах крыла: 73,3 м
- Высота: 21,1 м
- Площадь крыла: 628 м²
- Масса пустого: 173 000 кг
- Нормальная взлётная масса: 392 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 120 000 кг (Ан-124), 150 000 кг (Ан-124-100)
Максимальная взлётная масса: 402 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 212 000 кг
- Силовая установка: 4 × ТРДД Д-18Т
- + 2 ВСУ ТА-12, установленные в обтекателях шасси
- Тяга: 4 × 23430 кгс
- Назначенный ресурс: 6 000 часов
- Расход топлива: 12 600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке)
Габариты грузовой кабины
- Длина: 41,5 м
- Ширина: 6,4 м
- Высота: 4,4 м
- Объем грузового отсека: 1050 м³
- Размер грузовых люков:
- передний: 6,4 м
- задний: 4,4 м
Самолет имеет две палубы: нижняя палуба — грузовая кабина; верхняя палуба — кабина экипажа, кабина сменного экипажа, кабина сопровождающих до 21 чел.
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 865 км/ч
- Крейсерская скорость: 800—850 км/ч
- Практическая дальность: [9]
- с грузом 150 т: 3 200 км
- с грузом 120 т: 5 200 км
- с грузом 40 т: 11 900 км
- без груза: 14 400 км
- Перегоночная дальность: 15 700 км
- Практический потолок: 12 000 м
- Нагрузка на крыло: 365 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,41
- Длина разбега:
- при максимальной взлётной массе: 3000 м
- при нормальной взлетной массе: 2520 м
- Длина пробега: 900 м (при максимальной посадочной массе)
Интересные факты:
- Первым использованием грузового потенциала самолета в гражданских целях стала доставка в декабре 1985 г. на опытном экземпляре «Руслана» 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Машину перевозили в два рейса.
- 31 мая 1986 года на «Руслане» из Харькова в Ташкент было отправлено рабочее колесо гидротурбины диаметром 6 м и массой 80 т для Таш-Кумырской ГЭС. Через 20 дней по тому же маршруту перевезли и второе аналогичное колесо.
- В декабре 1988 г. после землетрясения в Армении среди прочих грузов экипаж А. В. Галуненко перевез на Ан-124 в зону бедствия 120-тонный кран «Либхерр».
- В мае 1992 г. из Эмиратов в Швейцарию на «Руслане» перевезли 52 тонны золота стоимостью 230 миллионов фунтов стерлингов.
- В 1993 г. Майкл Джексон перевез в Москву 310 т своих грузов на трех «Русланах».
- Ан-124 использовался для возвращения Аксумского обелиска в Эфиопию в апреле 2005 года. Транспортировка была осуществлена в три этапа, во время каждого из них перевозили треть монумента общей массой 160 тонн и длиной 24 метра. В Аксуме пришлось модифицировать взлетную полосу для того, чтобы принять такой большой самолет.
- Весной 2011 года Ан-124 был использован для доставки в Японию гигантских насосов, произведенных компанией Putzmeister . Каждый насос был установлен на 26-колесной автоплатформе и весил более 86 тонн. Насосы использовались для ликвидации аварии на японской АЭС Фукусима-1.
Ну вот и все на сегодня. Успехов и берегите себя! Всем спасибо!