Если вы питаете хоть какое-то конкретное чувство к визуальному искусству, будь то отвращение, любовь или смущение, значит вы уже на пол пути к тому, чтобы узнавать хорошую и плохую абстракцию. Безразличный человек не может этим навыком владеть изначально или научиться ему, ведь просто не имеет точек соприкосновения с данной темой и не питает интерес к этому, но если вы читаете этот текст, то вы уже очень близки к этому сакральному знанию!
Есть несколько типов «экспертов», которые имеют способность отличать удачные работы от неудачных:
Первые, это люди с очень развитой интуицией, которые могут легко отличить Поллока от детской мазни, они могут упомянуть, что от его работ идут какие ты вибрации и сила. Эти люди почти всегда различают работы дилетантов и профессионалов и очень редко ошибаются.
Второй тип, это те эксперты, которые знают теорию цвета, композиции, рисунка, историю искусства, базовую теорию критики. Такие люди обычно ценятся намного выше, так как могут сказать больше, однако, как и у любых других ученых, у них - искусствоведов могут атрофироваться чувства к предмету суждения, ведь профессиональная привычка оценивать что-то «беспристрастно» обычно оказывается сильнее. Однако, стоит отметить, что это «беспристрастие» в большинстве случаев ограничивается рамками теории, в которой эти специалисты действуют.
Можно предположить, что теория это не так уж и плохо, однако она может оказаться не такой уж и идеальной, а в сфере гуманитарного знания нет ничего абсолютно точного. В дополнение, сколько бы искусствовед не знал о предмете, у него может просто отсутствовать интуиция, либо сама интенция к определению искусства как хорошего или плохого, а это как художник без таланта и огня внутри.
Третий, идеальный тип, это специалист в сфере искусства обладающий отличным вкусом, интуицией и, как ни странно, ораторскими и писательскими навыками, ведь основной продукт и оружие критика визуального искусства - это текст.
Считаю важным отметить, что данная статья не претендует на свою единственную правильность, скорее ее можно охарактеризовать как мнение по вопросу, от человека, что не равнодушен к искусству и близок к нему насколько это для него возможно.
Что же делать человеку, который в большей степени интуит, чем специалист в данном вопросе? Как объяснить свое мнение, когда вам что-то нравится, а что-то радикально не нравится?
В данной статье я предлагаю отталкиваться при обосновании своего мнения об абстракциях от нескольких основ и понятий в живописи, в частности: композиции, рисунка и цвета.
Композиция.
Стоит уточнить, что в данном контексте – это расположение объектов и цветовых пятен в работе. Как же они должны быть расположены, чтобы считать произведение современного искусства удачным?
Первый вариант - ритмично. Если разбирать кейс абстракции в данном вопросе, то тоже касается и цветовых пятен, например, если взять картину Convergence Джексона Поллока, то мы увидим, как ритмично в поле черных линий работают желтый, алый и белый. Последние три употребляются примерно с одинаковой частотой и имеют закономерности расстояний. Далее мы видим, как в белый врываются голубоватые разводы, здесь тоже есть определенный ритм, ведь он находится не в каждом белом пятне, а реже, с немного увеличенным, но повторяющимся интервалом. Уже на этой стадии композиции, художник расставляет акценты и работает с уравновешенностью полотна. Полотно удачно именно потому с точки зрения композиции, что вес цветовых пятен очень грамотно и точно распределен по всему холсту.
Второй вариант – композиция, которая строится на контрасте цвета, размера и масс. Так, например, светлый объект смотрится выгоднее на темном фоне, даже если это абстрактное пятно. Если основной центр композиции смещен к краю холста, то для того, чтобы это смотрелось уместно, нужно компенсировать массу.
Композиция может считаться идеальной при тех условиях, когда ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для общего образа картины, части композиции не могут поменяться местами, и ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции.
Рисунок
В абстрактной живописи может показаться, что рисунок на самом деле не так уж и важен, однако это не совсем так. Рисунок – это основа живописи, все правила построения объектов в пространстве, знание того, как изображать свет и тень в этом пространстве. Несмотря на то, что в абстракциях редко появляются некие реальные объекты, рисунок важен в определении стиля художника, то как крепко и сильно смотрятся мазки и линии в произведении, то как ощущается уверенность или слабость в работе.
Рисунок – часто отражает мастерство, подкованность, «я» художника, эта основа иногда передает больше эмоций и чувств, чем даже цвет в произведении. Не бойтесь, будучи в галерее подойти поближе и присмотреться к технике, разглядывайте мазки и линии ближе, возможно именно это сможет помочь вам сформировать свое мнение. Обычно показатель профессионализма это именно уверенность рисунка.
Цвет
В теории цвета существует множество правил и рекомендаций для художников, какие оттенки рекомендуется использовать с одними, а какие с другими, как работает цвет в разных условиях освещения и контекстах изображаемого.
Мы ожидаем услышать, что, в абстрактной живописи, цвет может быть свободным от оков теории, однако человеческий глаз предпочитает знакомые цветовые кейсы, реально встречающиеся в природе сочетания цветов. Поэтому обилие чистого цвета в количестве больше трех скорее раздражает, чем вызывает положительные эмоции у наблюдателя.
Предполагая, что в контексте этой статьи наблюдатель скорее интуит, а все созданное человеком стремится к свободе и новизне – цвет уже все менее подчиняется определенным жестким правилам. Художник на свое усмотрение и вкус выстраивает ассоциативную параллель между эмоциями, которые тот хочет показать и цветами, которые обычно отражают определенные настроения. В цвете абстракций не может быть уже ничего правильного или неправильного, однако стоит руководствоваться теми же принципами, что и в композиции, когда ни один цвет не может быть изъят или заменен без ущерба для общего образа картины, цветовые пятна не могут поменяться местами, и ни один новый цвет не может быть добавлен.
Теперь руководствуясь этими тремя отправными точками в оценке абстракций вы можете потренироваться выражать собственное мнение о картинах различных художников. Для этого нужно смотреть множество работ самых разных авторов, и этим можно заниматься не только в галереях, но и дома.
Для этого ниже приведены несколько ссылок на сайты, где можно найти огромное количество качественных и занимательных работ:
https://artuk.org/
https://tumblr.com/
https://www.sothebys.com/en/?locale=en