Найти тему
Неучпоп

Потёмкинская деревня по-французски: Renault Arkana

Оглавление
Граф Потёмкин Таврический
Граф Потёмкин Таврический

Вы знаете, кто такой граф Потёмкин? Видный вельможа при дворе Екатерины Великой. Он сыграл важную роль при первом присоединении Тавриды (Крыма) к России и сумел убедить Её Величество в успешном освоении новых территорий. Так как земля ещё не была как следует обжита колонистами из «большой» России, было необходимо доказать власти, что народу там живётся хорошо. Для этого выстроили бутафорские деревни, в которые насильно временно заселили крепостных крестьян для имитации рабочей деятельности. Екатерина II увидела целые вереницы «счастливых» селян и купилась на этот трюк. Граф Потёмкин же вскоре после это получил титул «Таврический».

-2

Спустя 220 лет история с Крымом повторилась, трюк опять сработал. Удался он и компании Renault. Автомобиль ведь это не только средство передвижения. Ещё это продукт труда инженеров, рабочих, дизайнеров и маркетологов. Участие последних в недавние десятилетия стало заметнее, чем совокупный труд всех прочих. Продукту, созданном при обильной поддержке счетоводов на всех уровнях создания я и хотел бы посвятить этот текст. Имя этому продукту — Renault Arkana. 

Название взято от латинского слова Arcanum — загадка
Название взято от латинского слова Arcanum — загадка

Что это? Новейший кроссовер концерна Renault-Nissan, производимый в Москве. Создали его по инициативе российского офиса компании. Разработка велась аж с 2012 года, а первый прототип был представлен на Московском Автосалоне-2018. Результаты трудов компании поразили — первый на российском рынке «доступный» компактный купе-кроссовер, у которого нет конкурентов по цене в аналогичном форм-факторе. Казалось бы, лютый вин (привет, Лурк!). Сравнительно недорогой, красивый внешне и относительно неплохой в движении. Только вот... В общем, вот мой личный список претензий к этому автомобилю, который имеет гораздо больше общего с деревнями графа Таврического, чем может показаться.

Конструктив

B0 без палочки
B0 без палочки

Модное понятие «платформа» я заменю более простым словом «конструктив». Arkana — автомобиль не самого доступного C-сегмента, к которому относятся хиты Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan и Kia Sportage. Только вот новинка имеет немало общего с более компактным, откровенно дешёвым и простым Renault Duster. Конечно, это не так и плохо, ведь за годы своего существования Дастер приобрёл репутацию неубиваемого и сверхнадёжного автомобиля. Проблема в том, что «Пыльник» играет в другом сегменте, в котором клиент требования к автомобилю ниже. И стоит он на 500к₽ дешевле Арканы, поэтому ему можно простить применённые в нём технические решения. Более того, конструктивно Дастер совсем недалеко ушёл от совсем уж простого и дешёвого Логана. О родстве с ним не очень хочется думать, когда речь идёт об автомобиле стоимостью 1,5млн₽ в максимальной комплектации. Как ни крути, а для большинства граждан России, особенно в регионах, это просто неподъёмная сумма. А тут, нате вам, Логан.

-5

А ускай и модифицированная, но устаревшая база не предполагает установку ряда опций, ожидаемых на автомобиле подобного класса. Например, адаптивного круиз-контроля, систем распознавания дорожных знаков и удержания в полосе. Даже модернизация уже существующих компонентов привела к забавным результатам: раньше ни один из автомобилей на этой «тележке», кроме Lada XRAY Cross, не оснащался регулировкой руля по вылету. Так как новичок играет в более дорогом сегменте, то ему такая опция полагается по умолчанию. Поэтому специально для Арканы строение рулевого управления пересмотрели. Результатом этого стал электрический, а не гидравлический усилитель руля и та самая регулировка. Проблема в том, что её амплитуда совсем уж маленькая, так что удобно устроиться за рулём с ростом выше 180 см трудно, поверьте, я пробовал. Или задние барабанные тормоза, которые просто недопустимы на автомобиле за такие деньги. Понятное дело, что они эффективны и надёжны вне дорог, но не за такие деньги. Извините, но, если бы я хотел Логан, то его бы я и купил.

Renault Kadjar — французский Кашкай
Renault Kadjar — французский Кашкай

У Рено уже есть более современная и надёжная техническая база CMF-C, на которой можно было бы построить горячую новинку. На ней основаны Кашкай и недоступный в России Renault Kadjar. Конечно, при её использовании достичь цены от 1,01млн₽ за самую доступную версию невозможно. Компании пришлось бы совсем по-другому играть на чувствах потенциальных клиентов. С другой стороны, «дизайнерская» и «драйверская» альтернатива родственному Кашкаю была бы интереснее, чем Дастер-переросток по цене Каптюра.

Lada XRAY Cross на той же платформе краш-тест прошла, но уже «впритык»
Lada XRAY Cross на той же платформе краш-тест прошла, но уже «впритык»

Старая база ненадёжна ещё и в плане пассивной безопасности. Результаты европейских краш-тестов соплатформенников никогда не выдавали больше трёх звёзд. Даже в нетребовательном к участникам российский ARCAP баллы у «родственников» отнюдь не наивысшие.

Завод Renault Россия, бывший Автофрамос, в девичестве — ОАО «Москвич»
Завод Renault Россия, бывший Автофрамос, в девичестве — ОАО «Москвич»

Но конструктивная унификация есть конструктивная унификация. Загрузить мощности завода Renault в Москве малой кровью можно было бы только создав автомобиль на уже существующей базе. Адаптация целого завода под более современную, сложную и дорогую схему заняла бы слишком много времени и ресурсов.

Интерьер

Основная претензия большинства журналистов к Renault Arkana — низкое качество материалов отделки и их неприятные тактильные свойства. Первые владельцы, пересевшие с тех же Дастеров, кинулись защищать новинку. Мол, чего вы про жёсткий пластик так говорите, будто его кто-то трогает. Может и не трогает, но послушать симфонию трения панелей вполне себе можно. Все вещи изнашиваются, и автомобили в том числе. Если интерьер выполнен из дешёвого пластика, то со временем трение деталей друг о друга приведёт к появлению щёлкающих и трещащих звуков в салоне. В народе их ещё называют «сверчками». За цену до полутора миллионов не хочется, чтобы они завелись быстро. Опыт эксплуатации первых владельцев показывает, что « музыкальные насекомые» заселяют салон уже к седьмой тысяче километров. Здорово, правда?

Этот автомобиль стоит 1,5млн₽
Этот автомобиль стоит 1,5млн₽

Ещё одна проблема — дизайн. Аркана ведь довольно красивый автомобиль. Снаружи. Стоит оказаться внутри, как сказка кончается: ровные и прямые линии, горизонтально размещённый экран мультимедиа и простенькая комбинация приборов с нечётной оцифровкой. Положение спасает лишь блок климата от европейских моделей Renault. Причина столь яркого контраста внешнего и внутреннего убранств состоит в том, что...

Салон второго поколения Дастера. Найдите 10 отличий
Салон второго поколения Дастера. Найдите 10 отличий

...Интерьер Арканы взят у Дастера! Конечно, не того, что сейчас производится в Москве, а нового — его производство с 2017 года налажено на заводе марки Dacia в румынском городе Питешти. Он продаётся в странах ЕС под именем «Дачия» и доступен в Украине с ромбиком Рено. Но Дастер — машина недорогая и простая, поэтому к дизайну не придраться. Одинаково безлик снаружи и внутри. К тому же, предыдущее поколение отметилось эргономическими «чудесами», такими, как регулировка зеркал под ручником или кнопка включения подогрева сиденья в мёртвой зоне. До модернизации 2017 года даже клаксон находился в подрулевом переключателе, а не в руле, как обычно. В новом поколении этих проблем нет. Дизайн в число неудобств не входил, так что внешний вид интерьера так и остался скромным. Только вот купеобразный новичок из России не скромняга и не так уж дёшев. Глянцевой пластиковой вставкой аскетичный интерьер не оживить, ведь только она и другая мультимедиа отличает «румына» от «обрусевшего француза». Ещё и ручки дверей пропали, но зато есть нормальный подлокотник. 

Другой странностью является задний ряд. Из всех конкурентов полноценный обдув для задних пассажиров не имеют лишь «китайцы» и Hyundai Creta. Нет его и в Аркане. Казалось бы, почему, а потом вспоминаем торчащие ото всюду уши Дастера и забываем. Ещё одноурядицей является подлокотник для задних пассажиров. В нём нет подстаканников! Неужели это так сложно и дорого? Экономия экономией, но за 1,5млн₽ не хочется ставить бутылку в карман на двери, чтобы потом за ней тянуться. Но это не единственная проблема заднего ряда (и багажника)...

Практичность

-11

Если посмотреть на купе-кроссоверы в сегменте «премиум», то окажется, что они существуют в паре с похожей моделью с традиционным кузовом. BMW X5 — BMW X6, BMW X3 — BMW X4, Mercedes GLE — Mercedes GLE Coupe, Audi Q3 — Audi Q3 Sportback. Купе-кроссоверы обычно покупают не те, кто возит мешки картошки и рассаду на дачу или катается с мужиками на рыбалку и прочую охоту. Конечно, это возможно, и я не отрицаю, что кто-то так и делает, но это далеко не линованное предназначение таких автомобилей. Если же клиент ценит практичность, то тогда он выберет машину с более универсальным кузовом без покатой крыши. В такой и багажник больше, и сзади сидеть удобнее. Но у Арканы брата-близнеца с кузовом «универсал» нет! В отличие от премиума, «кроссовок» от Рено чаще всего окажется единственным автомобилем в семье небогатого покупателя. Причём, будет он таковым не один, не два и даже не три года. Большая часть клиентов не будет покупать автомобиль за такие деньги «чисто покататься». Практичность и универсальность играют для них чуть ли основную роль при выборе. Здесь же они сознательно принесены в жертву в угоду стилю. Наверное, не просто так до Арканы подобного рода кузовами кроме китайцев в массовом сегменте никто не занимался?..

Моторная линейка и трансмиссии

Россия суровая страна. Это касается и климата, и дорог, и качества топлива, и уровней доходов населения. Именно поэтому многие производители сознательно не завозят огромное количество потенциально успешных моделей в нашу страну, и Рено не исключение. На адаптацию и доработку приходится тратить целое состояние! Так как это отражается на цене, то, учитывая финансовое состояние клиентов, делать это просто бессмысленно. Так, Россия «проспала» и даунсайзинг (когда двигатель машины становится более скромным по объёму, но при этом не теряет в лошадиных силах благодаря турбине), и дизельгейт (когда дизельные двигатели целого ряда производителей искусственно выдавали более низкие показатели содержания вредных веществ в выхлопе, что породило огромный скандал), и «гибридизацию» целых модельных рядов (например, в Америке или Японии почти любую Тойоту можно купить с гибридным приводом). В России же более надёжной, а также скромной и бюджетной моторной линейкой отличаются не только доступные и массовые модели. Например, даже околопремиальная Toyota Camry не щеголяет мотором по последнему слову техники, предлагая российским клиентам проверенный временем набор агрегатов. То же самое касается и трансмиссий — всё больше простых автоматов, никаких «роботов» и вариаторов. И неспроста не любит наш народ ультрасовременные, в сравнении с прочими, двигатели и коробки Фольксвагенов, живущие очень и очень недолго.

А вот и он, дорогой. 1,33 TCe
А вот и он, дорогой. 1,33 TCe

К чему такая долгая подводка? Дело в том, что Аркана в дорогих комплектациях оснащается... Турбированным двигателем! Тем самым, который живёт лишь до ста или ста пятидесяти тысяч километров и крайне разборчиво относится к качеству топлива. Казалось бы, зачем ставить на машину, отличающуюся надёжным и проверенным дешёвым шасси, такой сложный и дорогой двигатель, который, к тому же, импортируется из Испании? Рено, очевидно, не особо задавались этим вопросом при проектировании. Наиболее смешным является заявление маркетологов, ой, простите, инженеров компании в том, что его можно заправлять 92 бензином. При том, что даже на крышке горловины бензобака большими цифрами написано «95-98». Круто, правда? В общем, если у владельцев Арканы через пару лет массово полетят турбины, то ничего удивительного в этом не будет. Только вот машину по первому зову они уже вряд ли сменят и буду чиниться, как миленькие, за любые (читай— немалые) деньги.

У этого Мерседеса такой же двигатель. Правда, в базе и с другой коробкой
У этого Мерседеса такой же двигатель. Правда, в базе и с другой коробкой

Точно таким же двигателем, кстати, оснащаются самые доступные версии новейших Mercedes-Benz A и B классов. Только вот у Мерседесов совсем другая аудитория, совсем другие цены и совсем другие задачи. Да и коробки передач у них совсем не те.

Кстати, говоря о коробке передач (разумеется, я сейчас не о механике). В дорогих комплектациях Аркана комплектуется вариатором, который тоже не отличается надёжностью (особенно, если много и часто штурмовать бездорожье). Пробуксовок он не любит и предпочитает оставаться в городе. Однако... Подавляющее большинство владельцев Арканы будет брать её на замену Дастеру или Каптюру, на которых они отнюдь не в библиотеку ездили. Так что такая трансмиссия в сочетании с «потрясающим» турбомотором, — это просто смешно. Если у клиента с течением времени не сломается двигатель, то обязательно затрещит коробка. Или и то, и другое. И ремонт будет очень, очень недёшев. Недурно, недурно. И это при том, что тот же Кашкай оснащается более простым по строению двухлитровым двигателем аналогичной мощности. Вариатор, правда, тот же, и его там ругают. В общем, что-то очень и очень странное сочетание получилось. Как оно себя проявит, покажет лишь время.

Аркана в базе. Скоро и в вашем дворе!
Аркана в базе. Скоро и в вашем дворе!

Базовым же сочетанием мотора и трансмиссии является уже знакомый по Каптюру (а также Дастеру, вороху Ниссанов и даже Ладе XRAY) мотор 1.6 в сочетании с механикой или вариатором (другим, попроще). Эта связка, конечно, надёжнее, только вот более тяжёлая Аркана при этом совсем не хочет ехать, разгоняясь немногим резвее стареньких Жигулей. Эх, сейчас бы в 2к19...

Заключение

-15

В общем, как-то так. Как я уже указал выше, не автомобиль, а потёмкинская деревня. Выглядит потрясающе, едет пристойно, но вот по сути... Неоднозначный , в общем, продукт получился. Неоднозначный, но очень и очень при этом  интересный. Толком не имея прямых конкурентов, он значительно дешевле (пускай и проще) соразмерных одноклассников и куда симпатичнее (снаружи) более миниатюрных представителей сегмента ниже (привет, «Крета»!). 

Составлю маленький такой списочек желаний: какой я хотел бы видеть Аркану в идеальном мире:

  • Платформа CMF-С от Кашкая
  • Двухлитровый атмосферный двигатель вместо 1,33 TCe
  • Более интересный по дизайну интерьер
  • Более качественные материалы отделки салона
  • Большее количество элементов комфорта для пассажиров заднего ряда (подстаканники, обдув, USB-разъёмы в сочетании с подогревом сидений, а не вместо него)
  • Более качественная мультимедиа система
  • Двух- или трёхзонный климат-контроль
  • Больший набор опций (подогрев руля, занавески безопасности, расширенные регулировки сидений, автозакрытие крышки багажника, прочие)
  • Улучшенная шумоизоляция

Судьба новой модели, с учётом всех вышеперечисленных факторов в сочетании с не такой низкой, как у «родственников», ценой, туманна. А может, я ошибаюсь, и всё не так плохо. Первые владельцы пока довольны, но их не так много, как хотелось бы. Будут ли Аркану так же любить, как брата-Дастера, получит ли она славу в качестве «королевы каршеринга», как Каптюр, или же останется тёмным пятном в истории компании Рено в России, покажет лишь время. Как бы то ни было, не отметить внимание производителя к нашему клиенту (именно в России впервые состоялись не только презентация, но и старт продаж новинки, следующей на очереди станет Корея) невозможно, так что пожелаем французам удачи и скорейшего решения всех проблем!

Авто
5,66 млн интересуются