Найти тему
АВТОТУРИСТ

ПО ЮЖНОЙ АФРИКЕ НА ВНЕДОРОЖНИКАХ

В аэропорту Йоханессбурга черный уборщик склоняется передо мной в подобострастном поклоне, протирая ручку двери туалетной комнаты и одновременно подставляя ладонь для чаевых – «велкам ту май офис»! Парень, видать, еще не выдавил из себя тяжелое наследие апартеида, даю ему рубль, пусть изучает валюту страны пролетарского интернационала. В ресторане дорогого отеля за соседним столиком отдыхает компания богато и безвкусно одетых черных коренных африканцев, у них принимает заказ белая официантка – что будете пить, господа? Хотел бы я посмотреть на этих господ во времена расовой сегрегации!

Слева вверху —  относительно приличный черный квартал в предместьях Йоханесбурга. Справа — мужик набирает поденщиков, на съезде с МКАД на Ярославское шоссе такую картину можно застать ежедневно, но ЮАРовский прораб потом загрузит всю эту команду в пикап — работяги здесь привыкли ездить по объектам стоя в кузове и держась за воздух. Справа внизу — дети идут из школы. Как бы бедно не жили черные, но учиться хотят все, в отличие от наших раздолбаев
Слева вверху — относительно приличный черный квартал в предместьях Йоханесбурга. Справа — мужик набирает поденщиков, на съезде с МКАД на Ярославское шоссе такую картину можно застать ежедневно, но ЮАРовский прораб потом загрузит всю эту команду в пикап — работяги здесь привыкли ездить по объектам стоя в кузове и держась за воздух. Справа внизу — дети идут из школы. Как бы бедно не жили черные, но учиться хотят все, в отличие от наших раздолбаев

Современная Южная Африка вывернулась наизнанку, страшилку из советской «Международной панорамы», которую подсознательно ожидает увидеть каждый рожденный в СССР, можно отправить на свалку истории. Похоже, ЮАР движется к толерантности и равноправию, избежав тотальной резни и погромов. Когда к власти пришел Нельсон Мандела, многим белым пришлось уехать, но оставшиеся, стиснув зубы, здороваются с черными за руку. Правда, в столице все приличные кварталы огорожены высокими заборами с колючей проволокой под током и туристам настоятельно не рекомендуют выходить за их пределы. В фанерно-жестяных районах лачуг – «бидонвилях» до сих пор верят, что изнасиловав белую женщину, можно вылечиться от СПИДа и даже днем вас, не раздумывая, убьют за сигарету.

Если вы не поняли, слева вверху — парикмахерская, жаль, не было времени зайти, давно хочу сделать дреды. Справа вверху — шинный салон. Помните, в девяностых у нас продавали покрышки с европейских свалок? Кстати, торгуют тут всем подряд, вон, видите, парень привез в кузове замечательного гольф-пикапа кур. Каждая обочина — рынок, все как у нас раньше, и плевать, что торговать запрещено, кого это когда-нибудь останавливало?
Если вы не поняли, слева вверху — парикмахерская, жаль, не было времени зайти, давно хочу сделать дреды. Справа вверху — шинный салон. Помните, в девяностых у нас продавали покрышки с европейских свалок? Кстати, торгуют тут всем подряд, вон, видите, парень привез в кузове замечательного гольф-пикапа кур. Каждая обочина — рынок, все как у нас раньше, и плевать, что торговать запрещено, кого это когда-нибудь останавливало?

Тем не менее, наш сопровождающий – африканер, потомок голландских колонистов, утверждает, что ЮАР – лучшая страна в мире. Здесь, говорит, прекрасный климат, отличная экология, самая красивая природа, и совершенно безопасно. Просто нужно соблюдать элементарные правила, которые известны всем: не гулять в «нехороших» районах, никогда не останавливаться и не выходить из машины на городских окраинах… Да уж, в Бирюлево и то спокойнее. Впрочем, на трассах полигона Gerotek, где Nokian постоянно испытывает свои летние шины с двухтысячного года, нам грозит только встреча с бездорожьем.

Один из участков полигона Gerotek. Кобру не видел, скорее всего их тут нет и в помине, а если есть, то сидят по щелям, от жары прячутся, в январе тут минимум +30 в тени, фотограф обгорел за полчаса
Один из участков полигона Gerotek. Кобру не видел, скорее всего их тут нет и в помине, а если есть, то сидят по щелям, от жары прячутся, в январе тут минимум +30 в тени, фотограф обгорел за полчаса

Кто не знает компанию Nokian? На знаменитых зимних шинах из Финляндии у нас полстраны ездит большую часть года, а не так давно наши северные соседи решили вторгнуться в лето с внедорожной шиной Nokian Rockproof. Посреди зимы мы отправились знакомиться с ней в жаркую Южную Африку.

По просьбам трудящихся.

Шины Nokian Rockproof позиционируют в компании как профессиональные, они прежде всего предназначены тем, кому с бездорожьем приходится сталкиваться не ради развлечения, а исключительно по долгу службы. Лесозаготовителям, нефтяникам, золотодобытчикам и прочим мужественным работягам, каждый день наматывающим на колеса своих пикапов и внедорожников десятки, а то и сотни километров разбитых грунтовок, нужна очень прочная резина для очень интенсивного и отнюдь не бережного использования. Такая, чтобы ее не резало острыми камнями, не пробивало о торчащие корни деревьев, но в то же время эластичная и с хорошим зацепом. Для прочности в боковины Nokian Rockproof замешаны волокна арамида – материала, использующегося при изготовлении пуленепробиваемых жилетов. В результате «Рокпруф» очень хорошо защищен от образования «грыж» и боковых порезов, но не страдает избыточным весом.

Дожди здесь не редкость, а песка на полигоне нет, вот и пришлось накрыть песчаный участок ангаром. Задача тестировщика — доехать до знака стоп, остановиться и тронуться, не закопавшись. Песок мелкий, сухой, не прикатанный, так что это удалось не всем
Дожди здесь не редкость, а песка на полигоне нет, вот и пришлось накрыть песчаный участок ангаром. Задача тестировщика — доехать до знака стоп, остановиться и тронуться, не закопавшись. Песок мелкий, сухой, не прикатанный, так что это удалось не всем

Для теста на полигон пригнали разные, но далеко не легкие машины: огромный американский Dodge Ram, Toyota Hilux, подготовленный южноафриканским (есть и такое!) отделением знаменитой Arctic Trucks и стандартный Toyota Fortuner. Четвертый участник теста – обвешанный «силовиками» Land Rover Defender был обут в универсальные покрышки Nokian Rotiiva AT Plus, которые тоже показали себя очень неплохо во всех предложенных испытаниях.

Нелегкая геометрия.
Полигон Gerotek – это десятки извилистых грунтовок, проложенных по высоким холмам недалеко от Претории и длиннейшие тарированные спуски и подъемы. Где бетонные, где проходящие по природному камню или красной африканской земле, пронизанной корнями деревьев, но все один другого круче. Начали с «пристрелки» — все же руль справа, многим непривычно. Несколько кругов по бушу, на небольших но крутых спусках классическое «первая пониженная, руль прямо, тормоз отпустить» — ничего необычного, земля сухая, «Рокпруф» уверенно цепляется за грунт, никакого скольжения под собственным весом.

Слева вверху бетонный спуск такой крутизны, что ботинки скользят, легче съехать на колесах. Бедный Dodge Ram с лебедкой и фаркопом впереди едва помещался в некоторых поворотах
Слева вверху бетонный спуск такой крутизны, что ботинки скользят, легче съехать на колесах. Бедный Dodge Ram с лебедкой и фаркопом впереди едва помещался в некоторых поворотах

А потом началось! Грунтовые подъемы с поворотами, сложные траектории, на которых огромному Dodge Ram с фаркопами впереди и сзади и лебедкой, торчащей далеко за передним свесом, приходилось проявлять чудеса маневрирования. Практически везде, за исключением самых сыпучих мест, получалось заползти вверх тягой, не прибегая к разгону и пробуксовке. Предлагаю стравиться хотя бы до одной атмосферы, чтобы посмотреть, как ведет себя «Рокпруф» при пониженном давлении – нет-нет, мы не рекомендуем этого делать, шина должна работать, докапываться до твердого основания, отвечает местный "специалист" по внедорожному вождению. Да уж, странные здесь представления о бездорожье…

Эту Toyota подготовили в Южноафриканском отделении Arctic Trucks, есть и такое! Мы, правда, сразу внесли рацпредложение — переименовать контору в Antarctic Trucks — пятый континент к ЮАР куда ближе Северного Ледовитого океана
Эту Toyota подготовили в Южноафриканском отделении Arctic Trucks, есть и такое! Мы, правда, сразу внесли рацпредложение — переименовать контору в Antarctic Trucks — пятый континент к ЮАР куда ближе Северного Ледовитого океана

Следующий этап испытаний – «злой» и длинный каменистый подъем, изобилующий острыми гранями. Там где их не хватает, искусственно добавили бетонных ступенек. Несколько раз, на всех машинах по очереди, проходим препятствие – за камни Nokian Rockproof цепляется отлично, но за подъемом следует залитый бетоном спуск такой длинны и крутизны, каких я еще не встречал – метров сто вниз, стоять трудно, спускаться еще труднее – скользят даже подошвы моих военных ботинок. Непонятно, что здесь подвергается большему испытанию – движки наших внедорожников, воющие от натуги на первой пониженной, или шины. Крутизна такова, что торможения двигателем не хватает, приходится дотормаживать колесами, а это опасно, при плохих сцепных свойствах резины сорвешься в юз. Однако даже почти трехтонный «Рэм» съезжает без проблем – «Рокпруф» держит. Держит и Nokian Rotiiva AT Plus – утяжеленный силовым «железом» Land Rover Defender несколько раз повторяет спуск.

В Nokian говорят, что Rockproof очень трудно порвать камнями — в боковинах покрышки арамидные волокна. По грязи накачанная покрышка едет тоже неплохо
В Nokian говорят, что Rockproof очень трудно порвать камнями — в боковинах покрышки арамидные волокна. По грязи накачанная покрышка едет тоже неплохо

По красной глине буша.
Откатав программу на склонах, мы переместились на традиционный южноафриканский оффроуд – извилистые тропинки в низкорослом лесу, том самом буше, где должны скрываться львы и леопарды. Но в этих местах их давно выбили, а вся грязь высохла – климат-то жаркий, за окном около тридцати градусов в тени. Честно говоря, мне было скучно. Про такие покатушки как раз и говорят — «да я здесь на «Жигулях» проеду». Оставалось изучать протектор в поисках застрявших камешков, которых почти не нашлось.

Сверху — Nokian Rockproof стандартной для Toyota Fortuner размерности, сдутая до 0.5 атмосферы. Справа внизу — Нокиан Ротива — эту покрышку можно смело рекомендовать как повседневную тем, кто не ездит по тяжелому бездорожью, но с асфальта съезжает часто
Сверху — Nokian Rockproof стандартной для Toyota Fortuner размерности, сдутая до 0.5 атмосферы. Справа внизу — Нокиан Ротива — эту покрышку можно смело рекомендовать как повседневную тем, кто не ездит по тяжелому бездорожью, но с асфальта съезжает часто

Дело в том, что финны применили простейшую, но действенную технологию удаления камней – между крупными шашками проложили тонкие выступающие полоски резины, которые выталкивают щебенку из протектора. Наконец я увидел одинокую лужу под сенью развесистой акации – русские участники теста проходят ее, не заметив, а коллега из Южной Африки… застревает, но он за рулем «Дефа», а значит, на универсальной «Ротиве».

Дефендер на Ротиве несколько раз спокойно проехал по этой луже, пока за руль не сел наш южноафриканский коллега
Дефендер на Ротиве несколько раз спокойно проехал по этой луже, пока за руль не сел наш южноафриканский коллега

Вместо осторожной раскачки парень зачем-то буксует, раскидывая грязь из-под колес. Прилагая титанические усилия, визжа мотором, «Деф» все же выбирается сам – похоже, вопреки воле водителя, только из чувства собственного достоинства. Я сажусь за руль «Дефендера» и без проблем проезжаю по той же траектории – гребет «Ротива» даже лучше, чем можно подумать, взглянув на почти асфальтовый рисунок ее протектора.

Фаркоп впереди нужен, чтобы проще было маневрировать с громоздким прицепом, переставляя его на парковке или вкатывая в гараж
Фаркоп впереди нужен, чтобы проще было маневрировать с громоздким прицепом, переставляя его на парковке или вкатывая в гараж

Российская группа ставит эксперимент с Dodge Ram – сможет ли Nokian Rockproof вытащить тяжелый пикап на стенку разбитой колеи? Нет, при давлении 2.4 атмосферы в разъезженной, полной грязевой каши «ванне», чудес не происходит: тягой пойдешь – зацепа не хватает, ходом — многолитровый бензиновый движок раз за разом просто выносит пикап из лужи и плевать, в какую сторону повернуты передние колеса.

Через год после нашего теста Toyota Fortuner второго поколения появилась и в России, а тогда мы могли о ней только мечтать
Через год после нашего теста Toyota Fortuner второго поколения появилась и в России, а тогда мы могли о ней только мечтать

В очередной раз прошу организаторов позволить стравить колеса – фиг вам! Снизить давление разрешили только в одном колесе – для фото, пока мыли машины после теста — я просто достал инструкторов, весь день нудел, что российским джиперам важно иметь хотя бы теоретическое представление о том, как плющится новая покрышка. Оказалось – очень даже неплохо. Nokian Rockproof при давлении 0.5 атм не растекается до диска, однако опорная поверхность значительно увеличивается. Грязевой потенциал определенно есть, надеюсь, удастся проверить его в деле.

По национальному парку Пиланесберг мы ездили на своих автомобилях. Сопровождающие замучили — не высовывайтесь, не выходите из машины — лев утащит. Ага, рассказывайте свои тупые страшилки туристам, которые проезжали мимо нас в полностью открытых повозках на основе Крузаков с лавками вместо кузова.
По национальному парку Пиланесберг мы ездили на своих автомобилях. Сопровождающие замучили — не высовывайтесь, не выходите из машины — лев утащит. Ага, рассказывайте свои тупые страшилки туристам, которые проезжали мимо нас в полностью открытых повозках на основе Крузаков с лавками вместо кузова.
Слева внизу — термитник, справа внизу — гнездо ткачиков, они подвешивают их на самых концах тонких веток, чтобы хищники не добрались до птенцов
Слева внизу — термитник, справа внизу — гнездо ткачиков, они подвешивают их на самых концах тонких веток, чтобы хищники не добрались до птенцов
Я не специалист по африканской фауне, узнал только жирафов и бородавочника, он справа внизу
Я не специалист по африканской фауне, узнал только жирафов и бородавочника, он справа внизу
А здесь узнал только антилопу гну, она как корова — справа вверху, а остальных копытных не вспомнил, хотя книжки про Африку в детстве читал. Может быть вы знаете, кто попался на мушку моего фоторужья и камеры немецкого фотографа Маркуса?
А здесь узнал только антилопу гну, она как корова — справа вверху, а остальных копытных не вспомнил, хотя книжки про Африку в детстве читал. Может быть вы знаете, кто попался на мушку моего фоторужья и камеры немецкого фотографа Маркуса?

Герои асфальта.
Больше всего в ЮАР мне понравились не львы и леопарды — их мы так и не нашли даже в национальном парке Пиланесберг, хотя ради «большой пятерки» на следующее утро нас подняли до рассвета. Самое прекрасное – это возможность ехать со скоростью 120 км/ч почти по любой дороге за пределами населенных пунктов. Видно, у местных «гаишников» есть голова на плечах и они в нее в основном не едят, а думают.

Река Лимпопо существует! И наверное крокодилы не часто едят здешних полицейских, потому что и те и другие гуманны. Видите дорогу слева вверху — по ней разрешено ехать со скоростью 120 км/ч! Обратите внимание на негра с огромной пушкой в центре коллажа — он стреляет из нее пластиковыми шариками по обезьянам, которые пристают к отдыхающим в парке при казино Sun City. Внизу справа обеденный зал одного из тамошних ресторанов, а в центре — слон, бросающийся в ложную атаку, чтобы напугать туриста. Если бы слон на самом деле решил вас убить, он бы прижал уши, свернул хобот и помчался к вам со скоростью пули, выпущенной из бесшумного пистолета
Река Лимпопо существует! И наверное крокодилы не часто едят здешних полицейских, потому что и те и другие гуманны. Видите дорогу слева вверху — по ней разрешено ехать со скоростью 120 км/ч! Обратите внимание на негра с огромной пушкой в центре коллажа — он стреляет из нее пластиковыми шариками по обезьянам, которые пристают к отдыхающим в парке при казино Sun City. Внизу справа обеденный зал одного из тамошних ресторанов, а в центре — слон, бросающийся в ложную атаку, чтобы напугать туриста. Если бы слон на самом деле решил вас убить, он бы прижал уши, свернул хобот и помчался к вам со скоростью пули, выпущенной из бесшумного пистолета

Разумная скоростная политика и большой асфальтовый пробег (мы проехали по сельской «юарщине» около пятисот километров) позволили как следует оценить поведение Nokian Rockproof на трассе. Во первых – она очень хорошо тормозит даже на мокром после дождя асфальте, от покрышек с протектором типа МТ я такого уверенного замедления не ожидал. Во вторых Rockproof не громче, а может даже и тише знаменитой BF Goodrich Mud-Terrain T/A KM2 в скоростном диапазоне до тех самых 120 км/ч. За движком Dodge Ram ее просто не слышно, в Toyota Hilux Arctic Trucks умеренно тихо – мы разговаривали с финскими специалистами не повышая голоса, а Toyota Fortuner оказалась самой комфортной – звукоизоляция хорошая. Громче всех был LR Defender, но его Nokian Rotiiva AT Plus тут ни при чем – просто в «Дефы» для южноафриканского рынка, похоже, клали меньше «шумки», да плохо прикрученные канистры и хайджек громко били по обвесу. Управляемость Rockproof тоже оказалась на уровне, так что за поведение на асфальте – пять баллов.

Казино Солнечный город — это на самом деле целый город с гостиницами, замками, скульптурами, парками и бассейнами, в том, что на фото, кстати, есть даже огромный генератор волн. Сюда приезжают не только просадить деньги, но и просто отдохнуть в культурной и безопасной обстановке
Казино Солнечный город — это на самом деле целый город с гостиницами, замками, скульптурами, парками и бассейнами, в том, что на фото, кстати, есть даже огромный генератор волн. Сюда приезжают не только просадить деньги, но и просто отдохнуть в культурной и безопасной обстановке

На официальном сайте Nokian в России Rockproof представлены в восьми ходовых типоразмерах от 225/75R15 до 315/70R17. Рисунок протектора хоть и МТ, но не слишком агрессивный, шина отлично подойдет в качестве «экспедиционной», для путешественников, которым до интересных внедорожных точек нужно проехать не одну тысячу километров. Хороша она и для клубных соревнований – можно спокойно ездить на одном комплекте до снега, не занимаясь шиномонтажом перед выходными.

-19

Ну а самые отчаянные могут использовать Rockproof круглый год. Это все же финны и Nokian – кроме мало к чему обязывающей маркировки M+S, шины Nokian Rockproof имеют отверстия для ошиповки! Так что признанным лидерам внедорожного шинного сегмента, кажется, придется потесниться.

-20

Я несколько раз бывал в ЮАР и мне очень понравилось в этой стране все, кроме отношения к белому человеку. Впрочем, белые в этой стране такое отношение заслужили. А вот в соседней Намибии не свирепствовал аппартеид, поэтому там нет такого лютого криминала, потомки колонистов не отгораживаются от аборигенов колючей проволокой и в целом там гораздо спокойнее. Надеюсь, что скоро смогу рассказать, как мы ездили по местным национальным паркам на Toyota Land Cruiser Prado, гоняли по песку на Берегу скелетов и ловили акул в океане.

Подписывайтесь и ставьте лайк, чтобы этот канал чаще обновлялся интересными постами и пользуйтесь любой возможностью, чтобы путешествовать!

Авто
5,66 млн интересуются