В аэропорту Йоханессбурга черный уборщик склоняется передо мной в подобострастном поклоне, протирая ручку двери туалетной комнаты и одновременно подставляя ладонь для чаевых – «велкам ту май офис»! Парень, видать, еще не выдавил из себя тяжелое наследие апартеида, даю ему рубль, пусть изучает валюту страны пролетарского интернационала. В ресторане дорогого отеля за соседним столиком отдыхает компания богато и безвкусно одетых черных коренных африканцев, у них принимает заказ белая официантка – что будете пить, господа? Хотел бы я посмотреть на этих господ во времена расовой сегрегации!
Современная Южная Африка вывернулась наизнанку, страшилку из советской «Международной панорамы», которую подсознательно ожидает увидеть каждый рожденный в СССР, можно отправить на свалку истории. Похоже, ЮАР движется к толерантности и равноправию, избежав тотальной резни и погромов. Когда к власти пришел Нельсон Мандела, многим белым пришлось уехать, но оставшиеся, стиснув зубы, здороваются с черными за руку. Правда, в столице все приличные кварталы огорожены высокими заборами с колючей проволокой под током и туристам настоятельно не рекомендуют выходить за их пределы. В фанерно-жестяных районах лачуг – «бидонвилях» до сих пор верят, что изнасиловав белую женщину, можно вылечиться от СПИДа и даже днем вас, не раздумывая, убьют за сигарету.
Тем не менее, наш сопровождающий – африканер, потомок голландских колонистов, утверждает, что ЮАР – лучшая страна в мире. Здесь, говорит, прекрасный климат, отличная экология, самая красивая природа, и совершенно безопасно. Просто нужно соблюдать элементарные правила, которые известны всем: не гулять в «нехороших» районах, никогда не останавливаться и не выходить из машины на городских окраинах… Да уж, в Бирюлево и то спокойнее. Впрочем, на трассах полигона Gerotek, где Nokian постоянно испытывает свои летние шины с двухтысячного года, нам грозит только встреча с бездорожьем.
Кто не знает компанию Nokian? На знаменитых зимних шинах из Финляндии у нас полстраны ездит большую часть года, а не так давно наши северные соседи решили вторгнуться в лето с внедорожной шиной Nokian Rockproof. Посреди зимы мы отправились знакомиться с ней в жаркую Южную Африку.
По просьбам трудящихся.
Шины Nokian Rockproof позиционируют в компании как профессиональные, они прежде всего предназначены тем, кому с бездорожьем приходится сталкиваться не ради развлечения, а исключительно по долгу службы. Лесозаготовителям, нефтяникам, золотодобытчикам и прочим мужественным работягам, каждый день наматывающим на колеса своих пикапов и внедорожников десятки, а то и сотни километров разбитых грунтовок, нужна очень прочная резина для очень интенсивного и отнюдь не бережного использования. Такая, чтобы ее не резало острыми камнями, не пробивало о торчащие корни деревьев, но в то же время эластичная и с хорошим зацепом. Для прочности в боковины Nokian Rockproof замешаны волокна арамида – материала, использующегося при изготовлении пуленепробиваемых жилетов. В результате «Рокпруф» очень хорошо защищен от образования «грыж» и боковых порезов, но не страдает избыточным весом.
Для теста на полигон пригнали разные, но далеко не легкие машины: огромный американский Dodge Ram, Toyota Hilux, подготовленный южноафриканским (есть и такое!) отделением знаменитой Arctic Trucks и стандартный Toyota Fortuner. Четвертый участник теста – обвешанный «силовиками» Land Rover Defender был обут в универсальные покрышки Nokian Rotiiva AT Plus, которые тоже показали себя очень неплохо во всех предложенных испытаниях.
Нелегкая геометрия.
Полигон Gerotek – это десятки извилистых грунтовок, проложенных по высоким холмам недалеко от Претории и длиннейшие тарированные спуски и подъемы. Где бетонные, где проходящие по природному камню или красной африканской земле, пронизанной корнями деревьев, но все один другого круче. Начали с «пристрелки» — все же руль справа, многим непривычно. Несколько кругов по бушу, на небольших но крутых спусках классическое «первая пониженная, руль прямо, тормоз отпустить» — ничего необычного, земля сухая, «Рокпруф» уверенно цепляется за грунт, никакого скольжения под собственным весом.
А потом началось! Грунтовые подъемы с поворотами, сложные траектории, на которых огромному Dodge Ram с фаркопами впереди и сзади и лебедкой, торчащей далеко за передним свесом, приходилось проявлять чудеса маневрирования. Практически везде, за исключением самых сыпучих мест, получалось заползти вверх тягой, не прибегая к разгону и пробуксовке. Предлагаю стравиться хотя бы до одной атмосферы, чтобы посмотреть, как ведет себя «Рокпруф» при пониженном давлении – нет-нет, мы не рекомендуем этого делать, шина должна работать, докапываться до твердого основания, отвечает местный "специалист" по внедорожному вождению. Да уж, странные здесь представления о бездорожье…
Следующий этап испытаний – «злой» и длинный каменистый подъем, изобилующий острыми гранями. Там где их не хватает, искусственно добавили бетонных ступенек. Несколько раз, на всех машинах по очереди, проходим препятствие – за камни Nokian Rockproof цепляется отлично, но за подъемом следует залитый бетоном спуск такой длинны и крутизны, каких я еще не встречал – метров сто вниз, стоять трудно, спускаться еще труднее – скользят даже подошвы моих военных ботинок. Непонятно, что здесь подвергается большему испытанию – движки наших внедорожников, воющие от натуги на первой пониженной, или шины. Крутизна такова, что торможения двигателем не хватает, приходится дотормаживать колесами, а это опасно, при плохих сцепных свойствах резины сорвешься в юз. Однако даже почти трехтонный «Рэм» съезжает без проблем – «Рокпруф» держит. Держит и Nokian Rotiiva AT Plus – утяжеленный силовым «железом» Land Rover Defender несколько раз повторяет спуск.
По красной глине буша.
Откатав программу на склонах, мы переместились на традиционный южноафриканский оффроуд – извилистые тропинки в низкорослом лесу, том самом буше, где должны скрываться львы и леопарды. Но в этих местах их давно выбили, а вся грязь высохла – климат-то жаркий, за окном около тридцати градусов в тени. Честно говоря, мне было скучно. Про такие покатушки как раз и говорят — «да я здесь на «Жигулях» проеду». Оставалось изучать протектор в поисках застрявших камешков, которых почти не нашлось.
Дело в том, что финны применили простейшую, но действенную технологию удаления камней – между крупными шашками проложили тонкие выступающие полоски резины, которые выталкивают щебенку из протектора. Наконец я увидел одинокую лужу под сенью развесистой акации – русские участники теста проходят ее, не заметив, а коллега из Южной Африки… застревает, но он за рулем «Дефа», а значит, на универсальной «Ротиве».
Вместо осторожной раскачки парень зачем-то буксует, раскидывая грязь из-под колес. Прилагая титанические усилия, визжа мотором, «Деф» все же выбирается сам – похоже, вопреки воле водителя, только из чувства собственного достоинства. Я сажусь за руль «Дефендера» и без проблем проезжаю по той же траектории – гребет «Ротива» даже лучше, чем можно подумать, взглянув на почти асфальтовый рисунок ее протектора.
Российская группа ставит эксперимент с Dodge Ram – сможет ли Nokian Rockproof вытащить тяжелый пикап на стенку разбитой колеи? Нет, при давлении 2.4 атмосферы в разъезженной, полной грязевой каши «ванне», чудес не происходит: тягой пойдешь – зацепа не хватает, ходом — многолитровый бензиновый движок раз за разом просто выносит пикап из лужи и плевать, в какую сторону повернуты передние колеса.
В очередной раз прошу организаторов позволить стравить колеса – фиг вам! Снизить давление разрешили только в одном колесе – для фото, пока мыли машины после теста — я просто достал инструкторов, весь день нудел, что российским джиперам важно иметь хотя бы теоретическое представление о том, как плющится новая покрышка. Оказалось – очень даже неплохо. Nokian Rockproof при давлении 0.5 атм не растекается до диска, однако опорная поверхность значительно увеличивается. Грязевой потенциал определенно есть, надеюсь, удастся проверить его в деле.
Герои асфальта.
Больше всего в ЮАР мне понравились не львы и леопарды — их мы так и не нашли даже в национальном парке Пиланесберг, хотя ради «большой пятерки» на следующее утро нас подняли до рассвета. Самое прекрасное – это возможность ехать со скоростью 120 км/ч почти по любой дороге за пределами населенных пунктов. Видно, у местных «гаишников» есть голова на плечах и они в нее в основном не едят, а думают.
Разумная скоростная политика и большой асфальтовый пробег (мы проехали по сельской «юарщине» около пятисот километров) позволили как следует оценить поведение Nokian Rockproof на трассе. Во первых – она очень хорошо тормозит даже на мокром после дождя асфальте, от покрышек с протектором типа МТ я такого уверенного замедления не ожидал. Во вторых Rockproof не громче, а может даже и тише знаменитой BF Goodrich Mud-Terrain T/A KM2 в скоростном диапазоне до тех самых 120 км/ч. За движком Dodge Ram ее просто не слышно, в Toyota Hilux Arctic Trucks умеренно тихо – мы разговаривали с финскими специалистами не повышая голоса, а Toyota Fortuner оказалась самой комфортной – звукоизоляция хорошая. Громче всех был LR Defender, но его Nokian Rotiiva AT Plus тут ни при чем – просто в «Дефы» для южноафриканского рынка, похоже, клали меньше «шумки», да плохо прикрученные канистры и хайджек громко били по обвесу. Управляемость Rockproof тоже оказалась на уровне, так что за поведение на асфальте – пять баллов.
На официальном сайте Nokian в России Rockproof представлены в восьми ходовых типоразмерах от 225/75R15 до 315/70R17. Рисунок протектора хоть и МТ, но не слишком агрессивный, шина отлично подойдет в качестве «экспедиционной», для путешественников, которым до интересных внедорожных точек нужно проехать не одну тысячу километров. Хороша она и для клубных соревнований – можно спокойно ездить на одном комплекте до снега, не занимаясь шиномонтажом перед выходными.
Ну а самые отчаянные могут использовать Rockproof круглый год. Это все же финны и Nokian – кроме мало к чему обязывающей маркировки M+S, шины Nokian Rockproof имеют отверстия для ошиповки! Так что признанным лидерам внедорожного шинного сегмента, кажется, придется потесниться.
Я несколько раз бывал в ЮАР и мне очень понравилось в этой стране все, кроме отношения к белому человеку. Впрочем, белые в этой стране такое отношение заслужили. А вот в соседней Намибии не свирепствовал аппартеид, поэтому там нет такого лютого криминала, потомки колонистов не отгораживаются от аборигенов колючей проволокой и в целом там гораздо спокойнее. Надеюсь, что скоро смогу рассказать, как мы ездили по местным национальным паркам на Toyota Land Cruiser Prado, гоняли по песку на Берегу скелетов и ловили акул в океане.
Подписывайтесь и ставьте лайк, чтобы этот канал чаще обновлялся интересными постами и пользуйтесь любой возможностью, чтобы путешествовать!