Найти тему
История на местности

Печатный двор: как шедевр русской архитектуры превратили в пивную подсобку

Никита Андреев

На Никольской улице в Москве только ленивый не побывал. Все видели причудливое здание с единорогом, львом, солнечными часами и гербом СССР — Московский печатный двор?

Главный фасад. Фото: Яндекс
Главный фасад. Фото: Яндекс

Эту красоту наколдовали после восстановления Москвы, спаленной пожаром 1812 года. Настоящие древности — во дворе, но попасть туда могут только сотрудники и студенты РГГУ. Сам я там побывал на РГГУшной экскурсии.

Первую русскую типографию основал Иван Грозный в 1550-е и поручил нормальное переиздание богослужебных книг Ивану Федорову и Петру Мстиславцу, а то переписчики как ляпнут ошибку, так потом народ в ереси впадает. До Федорова кто-то напечатал несколько анонимных книг в Москве. Следствие до сих пор ведется.

Народ заволновался, что священные книги теперь будут машинами печатать, и типографию сожгли. Потом она еще несколько раз горела, и только в 1640-е построили капитальные строения, которые дожили до наших дней. Правда, не все: главный корпус со львом и единорогом разобрали в начале XIX века — еще до вторжения французов.

Фасад по Никольской в XVII веке
Фасад по Никольской в XVII веке

В XVIII—XIX веках Печатный двор назывался Синодальной типографией и продолжал выпускать официальную богослужебную литературу. После революции здесь сменялись учреждения, пока в 1931 году здесь не поселился Историко-архивный институт (РГГУ). Я слыхал, что в древних подвалах конца XV века был вузовский спортзал.

1850-е
1850-е

В начале 2000-х Москва отторгла палаты у РГГУ и сдала их в аренду пивной «Кружка». С тех пор здесь запустение и ветхость. Правда, несколько лет назад «Кружка» сдулась, да и помещения снова передали вузу. Авось отреставрируют когда-нибудь и откроют для публики.

Интерьер Правильной (корректорской) палаты. Росписи 1870-х, палехские мастера сделали под старину. Фото: Никита Андреев
Интерьер Правильной (корректорской) палаты. Росписи 1870-х, палехские мастера сделали под старину. Фото: Никита Андреев
Винтовая лестница. Там внутри очень сложная планировка, подвалы соединяются между корпусами. Я уже не помню в точности, что к чему, но красные стены относятся к пивной «Кружка». Фото: Никита Андреев
Винтовая лестница. Там внутри очень сложная планировка, подвалы соединяются между корпусами. Я уже не помню в точности, что к чему, но красные стены относятся к пивной «Кружка». Фото: Никита Андреев
Эти окна смотрят на «Метрополь» через Китайгородскую стену. Фото: Никита Андреев
Эти окна смотрят на «Метрополь» через Китайгородскую стену. Фото: Никита Андреев
Проблема в том, что нельзя отреставрировать Печатный двор и Стену по отдельности. Фото: Никита Андреев
Проблема в том, что нельзя отреставрировать Печатный двор и Стену по отдельности. Фото: Никита Андреев
Древняя часть подвала. Фото: Никита Андреев
Древняя часть подвала. Фото: Никита Андреев
Что есть на Печатном дворе кроме палат. Фото: Никита Андреев
Что есть на Печатном дворе кроме палат. Фото: Никита Андреев
Вид на единорогое здание со двора. Фото: Никита Андреев
Вид на единорогое здание со двора. Фото: Никита Андреев

Больше мест — в бесплатном интерактивном путеводителе «Изнанка Китай-города». Там на карте все подписано. Если смотрите со смартфона, нажимайте кнопку «Подробнее» внизу экрана.