Найти тему
Заметки о живописи

Питер Пауль Рубенс. Как братья Диоскуры чужих невест похищали

Питер Пауль Рубенс. "Похищение дочерей Левкиппа" (1617-1618)
Питер Пауль Рубенс. "Похищение дочерей Левкиппа" (1617-1618)

Фламандский живописец Питер Пауль Рубенс часто писал картины на мифологические сюжеты. И одна из таких – "Похищение дочерей Левкиппа".

На ней братья Диоскуры Кастор и Полидевк – похищают дочерей Левкиппа, который приходится им родным дядей...

Местом действия для своей картины Рубенс избрал чистое поле и, видимо, не случайно. Что забыли девушки в столь глухом месте? Уж не пришли ли они сами на встречу со своими похитителями?..

Если бы рядом располагался водоем, можно бы было предположить, что они купались, но водоема нигде нет. В этом случае причиной наготы девушек может быть лишь их любовная связь с братьями-Диоскурами. Связь осознанная и вполне добровольная.  Девушки настолько полюбились Кастору и Полидевку,что те даже решили похитить их – без оглядки на то, что их избранницы уже просватаны.

Женихами дочерей Левкиппа считаются Идас и Линкей, сыновья Афарея; ссора, разгоревшаяся после похищения невест между ними и  братьями-Диоскурами, привела к безвременной кончине последних.

Стоили ли дочери Левкиппа такой жертвы? Красивы ли они?.. Пожалуй, что да, но, конечно, отнюдь не греческой красотой. В них – вся прелесть красоты северной, красоты, которая была наиболее близка самому Рубенсу и перед которой он, по-видимому, преклонялся. Стоит отметить, что похожей внешностью он наделял все свои женские персонажи…

Итак, перед нами две девушки с пышущими жизнью телами, светло-русыми, почти золотыми волосами, частью заплетеными в замысловатые косы, частью распущенными по плечам. Тела их так и сверкают под солнцем своей белизной.

Питер Пауль Рубенс. "Похищение дочерей Левкиппа". Фрагмент
Питер Пауль Рубенс. "Похищение дочерей Левкиппа". Фрагмент

Стоит заметить, что Диоскуры имеют совершенно другой вид: они смуглы, черноволосы и мускулисты. Настоящие воины с мужественными и смелыми лицами, дышащими неподдельной страстностью; взгляды, какими они одаривают дочерей Левкиппа, выдают их желание обладать девушками. 

Картина пронизана стремительным движением. Девушки барахтаются в воздухе, подхваченные сильными мужскими руками, но особого страха, похоже, не испытывают. Изумление –  пожалуй, но вовсе не страх. Возможно, они и правда уже знакомы с похитителями.

Художник заключил своих героев почти в идеальный круг, который разрывается лишь энергичными жестами персонажей. И правда, картина прямо-таки лучится энергией, а тела людей и коней на ней сплетены столь тесно, что поначалу кажутся подвешенными в воздухе.

Особое значение имеет в картине цвет, который ещё  больше усиливает и без того динамичный сюжет.  Яркий красный, искрящийся переливами оранжевый, угольно-черный – основные цвета одежд главных героев.Они перекликаются с лазурным небом, окрашенным первыми закатными красками, и зеленью окружающего пейзажа. Тела девушек высвечены столь ярко, что кажутся лишенными изъянов, в то время как пейзаж на заднем плане утопает в глубокой тени.

Пожалуй, картина "Похищение дочерей Левкиппа" – одна из самых ярких картин Рубенса на мифологическую тему и уж точно самая прекрасная по своей цветовой палитре. Ей можно – и нужно – любоваться. 

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Караваджо. Иисус и Понтий Пилат

Рембрандт. Богиня в счастливом ожидании