Основатель бихевиоризма Джон Уотсон отрицал значимость изучения сознания. Он призывал наблюдать за поведением, так как ощущения и эмоции недостаточно объективны. Эта идея активно обсуждалась в научных кругах (учение о рефлексах И. П. Павлова, И. М. Сеченова и В. М. Бехтерева). Но именно Уотсон в 1913 г. озвучил её как направление в психологии. Сам термин происходит от англ. behaviour - поведение. Целью бихевиористов было умение предсказать поведение человека, а также возможность им управлять.
В развитии данного направления выделяют 3 этапа:
1. Классический бихевиоризм - с 1913 - 1930 - поведение как реакция на внешний стимул (S - R), Джон Уотсон;
2. Необихевиоризм - классическая схема "S - R" (стимул-реакция) видоизменяется - "S - O - R", возникает промежуточная переменная О, под которой подразумеваются такие факторы как знания, цели, потребности, подкрепления. Э. Толмен, Б. Ф. Скиннер и др.;
3. Социальный бихевиоризм - начиная с 1960х. Промежуточная переменная О представляется теперь в социальном значении: детский опыт, локус контроля, поведение референтных лиц. А. Бандура, Д. Доллард, Дж. Мид и др.
Спецификой бихевиоризма было исследование процесса научения. В 1932 году Эдвард Толмен разработал когнитивную теорию научения. Согласно этой теории, поведение организма в пространстве определяется не рефлекторными движениями, а наличием когнитивной карты - образа уже знакомого пространства. Выводы, положившие начало данной теории были сделаны на основании эксперимента с крысами: животные, поделённые на две группы должны были найти пищу в лабиринте. Пищевая приманка для первой группы всегда помещалась в одно и то же место, но добраться до неё необходимо было с разных точек входа, разными путями. Условия второй группы были противоположными: лакомство располагали в разных углах лабиринта, но движения должны были всегда повторяться. То есть пища обнаруживалась при условии, если крысы поворачивали исключительно направо. Результаты эксперимента показали, что крысы из первой группы, то есть те, которые изучили место действия, ориентировались гораздо лучше, чем крысы из второй группы, которые заучивали реакции. Аналогичное явление наблюдается у людей: зная карту местности, мы найдём нужный нам пункт, вне зависимости от того, с какой стороны будем к нему идти. Это объясняется наличием когнитивной карты местности.
Б. Ф. Скиннер, отец необихевиоризма, признавал два основных типа поведения:
1. Респондентное - как ответ на знакомый стимул;
2. Оперантное - определяемое и контролируемое результатом, следуемым за ним.
На основе этого представления создавалась социальная когнитивная теория Альберта Бандуры. Согласно которой, человек способен освоить практически все виды поведения, наблюдая за поведением других и его последствиями. Такой тип научения называется викарным. Он осуществляется посредством внешнего косвенного подкрепления и самоподкрепления (чувством собственной эффективности).
Методы модификации поведения, предложенные А. Бандурой, имеют большое значение для психотерапевтической практики. Например, тренинг "коррекция отклоняющегося поведения" и "метод систематической бесенсибилизации".
В заключение добавлю, что не смотря на критику, именно на почве бихевиоризма психология получила статус объективной науки.
Что такое гуманистическая психология узнаете здесь
Гештальтпсихология - сюда