Найти тему
КОСМОС

Как изобретали вечный двигатель

Оглавление

История вечных двигателей начинается как минимум в средние века, если не раньше. Более тысячи лет многие изобретатели пытались создать устройство, которое могло бы двигаться вечно, производя при этом полезную работу.

До 19-го века

Первые сомнительные упоминания об устройствах напоминающих вечный двигатель относятся к 8-му веку. Согласно ним некто демонстрировал в Баварии «волшебное колесо», которое двигалось постоянно с помощью системы противовесов. Впрочем никаких рисунков данной машины не сохранилось.

Современная реализация колеса Бхаскары
Современная реализация колеса Бхаскары

Первый проект вечного двигателя дошедший до наших дней принадлежит древнеиндийскому математику, астроному и философу 12-го века Бхаскаре II. В своём проекте он описал колесо, на котором под разными углами были закреплены сосуды с ртутью. Идея Бхаскары была в том, что при вращении ртуть будет переливаться и смещать центр тяжести колеса, что по мысли изобретателя должно было привести к вечному вращению.

Леонардо да Винчи также пытался спроектировать вечный двигатель. В его записях также найдено несколько набросков вечных двигателей похожих по принципу действия на проекты Бхаскары и де Онекура.

Проект вечного двигателя Леонардо да Винчи
Проект вечного двигателя Леонардо да Винчи

Также в создании проектов вечных двигателей отметились такие учёные и изобретатели:

  • Корнелиус Дреббель (Голландия, 1607), более известен как один из изобретателей микроскопа, а также изобретатель подводной лодки;
  • Роберт Бойль (Англия, 1685), выдающийся физик и химик, первооткрыватель закона Бойля-Мариотта;
  • Иоганн Бернулли (Швейцария, 1686), математик, один из основоположников математического анализа, отец знаменитого физика Даниила Бернулли.
  • Георг Бёклер (Германия, 1686), немецкий архитектор
  • Иоганн Бесслер (Германия, 1712), врач, алхимик и механик.
  • Джеймс Кокс и Джон Мерлин (Англия, 1760), ювелиры.

Все их проекты объединяло только одно — они не работали или приводились в движение внешними силами. Так вращающееся колесо Бесслера приводила в движение служанка тянущая за веревку в соседней комнате, а ртутные часы Кокса и Мерлина использовали в качестве источника энергии суточные колебания атмосферного давления.

Вращающееся колесо Бесслера
Вращающееся колесо Бесслера

Наконец в 1775-м году королевская академия наук в Париже объявила, что более не будет принимать к рассмотрению проекты вечных двигателей. Затем в конце 18-го и начале 19-го века были открыты законы термодинамики и сохранения энергии что привело к тому, что каждому сколько-нибудь серьёзному учёному стала очевидна невозможность создания вечного двигателя.

Вечные двигатели в эпоху промышленной революции

Но извечная жажда бесплатного вселяла надежду в сердца изобретателей и попытки создать вечный двигатель продолжались. Обычно изобретатели создавали проект, который должен работать «на бумаге» и тратили долгие годы на попытки «подобрать правильные параметры».

Так в 1827-м году сэр Уильям Конгрив создал проект вечного двигателя на основе капиллярного эффекта.

-4

Двигатель Конгрива представлял собой последовательность губок связанных между собой и натянутых вокруг деревянной рампы. Конгрив считал, что за счёт капиллярного эффекта губки выступающие над водой будут намокать и движение будет создаваться за счёт разницы в весе сухих и мокрых губок.

Помимо добросовестных изобретателей вроде Уильяма Конгрива, которые действительно пытались решить эту задачу за дело брались и мошенники. Так например некий Чарльз Редхеффер демонстрировал всем желающим за небольшую плату свой «вечный двигатель».

После того, как его обман вскрылся в Филадельфии он переехал в Нью-Йорк, где на демонстрацию его изобретения зашел известный инженер Роберт Фултон, изобретатель одного из первых пароходов.

Рисунок вечного двигателя Редхеффера
Рисунок вечного двигателя Редхеффера

Фултон сразу сообразил, что перед ним мошенничество. При большом количестве свидетелей он предложил Редхефферу пари, что он сможет продемонстрировать источник энергии этой машины. Редхеффер не смог отказаться и Фултон сняв несколько досок с пола и стены нашел верёвку, за которую дёргал в комнате наверху нанятый Редхеффером бездомный.

Более удачливым мошенником оказался другой американец — Джон Кили. Он заявил, что создал вечный двигатель работающий на «энергии эфира». В 1872-м году Кили сумел собрать с доверчивых богатеев около пяти миллионов долларов.

Машина Джона К или
Машина Джона К или

После смерти Кили в 1898-м году один из сохранившихся образцов его машины был разобран и обнаружилось, что он приводился в движение сжатым воздухом из тщательно спрятанного баллона.

20-й век и современность

Ниже мы перечислим основные заслуживающие внимание проекты вечных двигателей созданных в 20-м и 21-м веке:

  • В 1900-м году Никола Тесла высказывался в пользу возможности создания вечного двигателя второго рода. Впрочем ни одна модель вечного двигателя авторства Теслы неизвестна.
  • В 1920-м году Гарри Перриго продемонстрировал перед Конгрессом США машину, по его словам черпающую энергию из «тонкого эфира». «Тонким эфиром» оказался спрятанный аккумулятор.
  • В середине прошлого века австрийский гидравлик Виктор Шаубергер заявил, что обнаружил особую «энергию водоворота», позволяющую создать вечный двигатель. Никаких моделей работающего двигателя Шаубергер создать не пытался.
  • В 1966-м году Джозеф Папп создал вечный двигатель работающий на «энергии инертных газов». Во время демонстрации на которой присутствовал известный физик Ричард Фейнман произошел взрыв. Папп обвинил во всём Фейнмана и продолжил демонстрации своей машины собирая средства с инвесторов. Независимый анализ машины Паппа никогда не проводился.
Джозеф Папп и его машина
Джозеф Папп и его машина
  • В 1968-м году уже сам Ричард Фейнман рассуждал о возможности использования энергии броуновского движения частиц вещества для совершения полезной работы. Впрочем позже сам Фейнман продемонстрировал невозможность такого устройства.
  • В 1979-м году инженер Джозеф Ньюман подал патент на электрический двигатель, который выполнял больше механической работы, чем получал на вход энергии. После отказа подал в суд на патентное бюро и суд распорядился провести эксперимент, в ходе которого превышения выполняемой работы над затраченной энергией выявлено не было.
  • В 90-х годах гражданин Молдовы Юрий Потапов создал электротермальный генератор «ЮСМАР», который по его заявлениям производил больше энергии, чем тратил. Этот вечный двигатель также не прошел независимую проверку. Впрочем Потапова это не смутило и он по сей день продолжает собирать средства и искать инвесторов.
  • В 2006-м году компания Steorn Ltd. заявила о создании вечного двигателя на основе «энергии вращающихся магнитов». Проверить работу должна была комиссия из 12 независимых экспертов. За неделю до демонстрации работы двигателя Steorn Ltd. всё отменила сославшись на «технические трудности». В итоге независимые эксперты так никогда и не изучили поделку этой компании.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть в своей ленте больше статей о космосе и науке!
Подписывайтесь на мой канал здесь, а также на мой канал на youtube. Каждую неделю там выходят видео, где я отвечаю на вопросы о космосе, физике, футурологии и многом другом! А кроме того посетите мой сайт.

Наука
7 млн интересуются