Видит бог, не с этого я хотел начать свои статьи в Дзене, но просто не могу промолчать.
Послушал тут Шендеровича и обратил внимание на одну вещь: он дважды упомянул, что к нему никто не обратился на "вы", обратил внимание, что тыкал ему и приказывал тот, кто годился ему в сыновья, что ему никто не представился, что ему хамили. Я думаю, все, кто знает Шендеровича, понимают, что он человек, в принципе неглупый, что он прекрасно отдаёт себе отчёт, в какой стране он живёт и что можно ожидать от подобных людей. И когда на реплику: "Вы слишком много требуете от силовиков", - он отвечает: "Да, видимо...", у меня есть чувство, что тут не обошлось без небольшой иронии. Требовать от силовиков, чтобы они к тебе ещё и на "Вы" обращались? От тех самых, которые ломали руки, ноги и носы, которые избивали лежащих на земле людей? По-моему, таким людям надо сказать спасибо уже за то, что они умеют считать до трёх и хотя бы Виктора Анатольевича не покалечили, не ломали ему ноги, не выламывали руки, не били по лицу. Я думаю, он прекрасно понимает, что большего ждать от этих людей не приходится и вряд ли для него было такой уж неожиданностью, что никто из них не обратился к нему на "вы". Но почему же тогда он всё ещё ждёт этого? Он отрабатывает госдеповские деньги или просто пиарится? Хочет показать, какая у нас плохая полиция, ОМОН или росгвардия, или как они там сейчас называются? Если так, то как-то очень неубедительно получилось. На фоне сломанной ноги Константина Коновалова, на фоне разбитой головы Александры Парушиной, на фоне 70 избитых буквально ни за что, ну не кажется таким уж вопиющим то, что к Виктору Анатольевичу кто-то обратился на "ты". Но, тем не менее, для него это важно. Почему? Я думаю, ответ на этот вопрос лежит на поверхности, но, проблема в том, что объяснить его рабам не представляется возможным. Дело в том, что есть такая штука, которая им просто неведома, и она называется "чувство собственного достоинства". Чувство собственного достоинства - это очень интересная вещь. Это тот самый внутренний стержень, который в тебе есть и который не зависит ни от пропаганды, ни от чужого мнения, это то, что остаётся только твоим, это то, что заставляет тебя поступать в соответствии с твоим внутренним кодексом чести, даже если это тебе невыгодно, это то, что иногда заставляет тебя идти против собственных интересов и даже против собственных базовых инстинктов (таких, как инстинкт самосохранения, например) просто ради того, чтобы, по выражению того же Шендеровича, оставаться человеком. Это прекрасное чувство, и люди, которые ему следуют, преодолевая инстинкт самосохранения и жадность, рано или поздно становятся героями, как бы к ним ни относились изначально. Почему люди уходили в лес и становятся партизанами или вешали полицаев, зная, как с ними поступят, если поймают? Почему они не сдавались и боролись за свою землю? Почему готовы были умереть, но не выдать своих даже под пытками? Потому что им была омерзительна мысль, что они должны подчиняться власти оккупантов. Почему Роза Паркс, чернокожая швея из Алабамы, отказалась уступать место белому пассажиру? Потому что ей надоело терпеть унижения и несправедливость, дающую людям больше прав только за то, что им посчастливилось родиться с правильным цветом кожи. Почему люди выходят на несанкционированные митинги? Потому что они считают, что их унизили, поправ их права, а также потому, что имеют права гулять там, где они захотят, не спрашивая на это разрешения. Почему Виктор Шендерович требует, чтобы те, кто его задерживал, представлялся, обращался к нему на "вы", почему он просто не перешёл на другую сторону улицы по требованию этого "качка"? Потому что он считает, что представитель власти, если он, конечно, не бандит, должен представляться, должен объяснить причину задержания, не должен хамить и приказывать что-то, не имеющее никакого отношения к обеспечению правопорядка. Все эти случаи, разумеется, требуют разной степени смелости, но их объединяет одно важное обстоятельство: все они основаны на нежелании людей терпеть унижения, все они основаны на готовности людей поступиться своими интересами, все они связаны с опасностью получить неприятности, несоизмеримые с унижениями, через которые их заставляют пройти, чтобы этих неприятностей избежать. Никто не хочет быть расстрелянным фашистами. Подчиняясь их власти и верно служа им, можно, в принципе, тоже неплохо жить, но люди готовы умереть, лишь бы не подчиняться им. Уступив место белому в автобусе, можно избежать ареста, судебных разбирательств и штрафа, но Роза Паркс не стала уступать. Не выйдя на несанкционированный митинг, выполнив приказ перейти на другую сторону улицы, можно избежать задержания и ареста, но люди на него всё равно выходят и не выполняют подобные приказы. Почему? Потому что они не хотят унижаться. Есть старая истина: унизить человек может только сам себя. Когда тебе ломают руки, это больно, обидно, несправедливо, но в этом нет ничего унизительного для тебя. Унизительно - бояться выйти на улицу, даже если ты точно знаешь, что не будешь делать ничего противозаконного, не будешь ничего ломать и крушить, не будешь никого бить, но ты всё равно не выйдешь, только потому, что тебе приказали не выходить, только потому, что ты знаешь, что тебя всё равно могут арестовать только за то, что ты вышел на улицу. Унизительно то, что толпа подонков может тебя избивать, а ты их пальцем не можешь тронуть, чтобы не получить реальный срок. Терпеть или не терпеть унижения? Какую цену ты готов заплатить за то, чтобы их не терпеть? Это вопросы, ответы на которые каждый определяет для себя сам и здесь я ни в коем случае не советчик. Важно понимать одно: рабам непонятна мотивация, связанная с нежеланием терпеть унижения. Т.е. им в принципе непонятен такой вид мотивации, и Шендерович правильно про это сказал: вот то, что мы якобы за пиндосские деньги или ради адреналина под дубинки выходим, они могут понять, а что ради того, чтобы не терпеть унижения и ради борьбы за то, чтобы больше этих унижений не было, - не, это они не в силах представить, именно поэтому они так легко покупаются на эту убогую пропаганду. Сколько раз вы слышали довод: "ну их же предупреждали, а они всё равно вышли, значит, получили по заслугам". Для меня это звучит примерно как: "ну их же предупреждали: руки по швам и никаких разговоров, а они всё равно говорят". Ну их же предупреждали: шаг вправо, шаг влево - расстрел, а они всё равно шагнули. Ну их же предупреждали: дышать только по расписанию, а они норовят дышать, когда им вздумается. Или вот ещё довод: что ещё нужно этой "зажравшейся Москве", ведь у вас и так зарплаты высокие. Типа, ну какая разница, что с вами хочет сделать ваш хозяин: продать вас или на мясо пустить и какая разница, что вы на этот выбор никак повлиять не сможете, ведь пока-то вас всё ещё сытно кормят. Я не беру всякие аргументы от поверивших в пропагандистскую ложь о массовых беспорядках. Хрен с ними и с их тупостью, но когда вы слышите что-то типа "их же предупреждали, но они всё равно вышли", знайте, перед вами раб, который готов терпеть любые унижения от тех, кто называет себя властью. Я не говорю о тех, кто не выходит на улицу, я ни в коем случае не осуждаю их и ни в коем случае не призываю никого выходить. Более того, я прекрасно понимаю, почему многие из них не выходят. Они просто не готовы платить такую цену, которая касается не только их, но и их близких. Не мне их судить за это! Я говорю лишь о тех, кто оправдывает это насилие такими вот доводами, кто считает, что его можно вот так вот оправдать.