В заключительной третьей части статьи про Сценарный менеджмент, я бы хотел привести примеры реализации сценариев, которые автору удалось реализовать в своей деятельности - обучении менеджменту.
1. Сценарий стратегической игры MARGINGAME
Сценарий задается рыночным полем, которое выкладывает преподаватель или студенты, которые ставят экономический эксперимент. Выкладывая элементы рыночного поля, могут можно обыграть несколько разных сценариев. В дополнении к этому в хоте игры могут быть оперативные изменения, как по сегментам рынка, так и по их относительной доходности.
Какие результаты в виде компетенций получены:
Во-первых, игра учит предвидеть последствия своих решений, действий других участников и своих мыслей. Во-вторых, учит выстраивать стратегию поведения на рынке, играть по своим правилам и ограничениям. В-третьих, игра показывает, что сценарии могут меняться, и таким образом ситуационный подход остается единственным возможным при принятии стратегических решений.
2. Сценарий оргповеденческой игры «Бизнес-Таро»
Сценарий задается набором ресурсов и возможными бизнесами. Дополнительным инструментом задать направление сценарию является первоначальная раздача ресурсов, которая может быть рандомной или в соответствии с ролью участника. Задача участников собрать прибыльные бизнесы и при этом сами участники дополняют игру правилами.
Какие результаты в виде компетенций получены:
Во-первых, игра учит каждого создавать свою историю/бизнес и вписывать/вовлекать в нее других участников. Во-вторых, участники приходят к пониманию, что знаний недостаточно, необходимо активно действовать, договариваться и фиксировать результаты. В третьих, игра проверяет участников на способность ставить цели и видеть будущее всей отрасли/рынка.
Развитие компетенций, необходимых для сценарного менеджмента
И в одном и в другом случае результаты игры дают богатый материал для анализа решений, рефлексии, выявления законов и закономерностей как в игре, так и действиях участников.
Выводы:
Менеджер – это не только профессионал, отвечающий определенным требованиям, способный решать управленческие задачи и играть соответствующие роли. Это еще и «режиссер», кто строит организацию, а также «сценарист», задающий направление развития.
Сценарий в процессе обучения пока плохо прописан. Масштаб проектов на программах не дает развернуть и отработать сценарии жизни и возможного карьерного роста.
Предвидение может стать ключевым качеством на пути к мастерству сценарного менеджмента. Также следует отметить важность и «пост-видения», т.е. видение результата, эффекта и долгосрочных последствий. А способность ставить и достигать цели может стать главным принципом освоения сценарного менеджмента,
Не смотря на увлеченность форсайтами, яркие тенденции, карты с прогнозированием отраслей и рынков на десятки лет вперед, элементы, отношения и закономерности остаются основой для построения эффективных действий, которые создают настоящее будущее.
автор статьи
Пономарев Игорь Пантелеевич
ponip@mail.ru
Дополнительную информацию по деловым играм MarginGame и «Бизнес-Таро», и их применению в учебном процессе можно получить по адресу www.MarginGame.ru/ArtProLab/