Конспект лекции Анны Броновицкой «Модели архитектурной репрезентации власти в XX веке»
Вчера в Арт-галерее Ельцин центра в рамках Дней конструктивизма на Урале состоялась лекция историка архитектуры Анной Броновицкой о том, как в ХХ веке власть выражала себя через язык архитектуры. Вы могли видеть ее авторский цикл лекций «Архитекторы ХХ века», проходивших в музее современного искусства «Гараж». Наш арт-обозреватель Влада Позднякова побывала на лекции и делится основными тезисами выступления.
Башня Владимира Татлина (1919 г.) должна была быть главным штабом мирового интернационала, когда советская власть захватит весь мир. Образ постройки был первой информацией о новаторской архитектуре СССР за пределами нового государства. По своим формам башня представляет собой динамическую спираль, готовую трансформировать всё вокруг, устремившись вверх, словно ракета или пушка, направленная в космос, что является радикальным политическим жестом. Проект не был реализован по причине охлаждения новой власти к авангардизму в конце 1920-х годов.
Эрих Кеттельхут в фильме «Метрополис» (1927 г., режиссер Фриц Ланг) также создает «Вавилонскую башню», но в этом огромном футуристическом небоскребе уже считывается четкая иерархия власти, как у Маркса. В шахты, словно в преисподнюю, каждый день погружаются рабочие, которые сливаются с механизмами в процессе труда, становятся винтиками в системе, в то время как на верхних этажах наслаждаются жизнью властители. Кстати, фильм очень стильный, отсылает к эстетике арт-деко и стал прародителем многих научно-фантастических фильмов и вообще рекомендован к просмотру.
Дворец Советов (Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх, 1930−50-е) задумывался как центр мирового правительства, то есть ни больше, ни меньше — главное здание на Земле. С одной стороны, в этом проекте есть ориентация на американские небоскребы, но с другой, с точки зрения Анны Броновицкой, это был второй шанс построить Вавилонскую башню. Дворец советов должен был демонстрировать советский стиль без всяких «конструктивистских заблуждений», но 400-метровое совершенно нефункциональное здание воспринималась мировым архитектурным сообществом как жуткая архаика, отход назад.
В нацистской рейхсканцелярии (1939 г., Альберт Шпеер, главный и любимый архитектор Гитлера) использован другой принцип. Экстерьер здания достаточно лаконичный, но когда человек проходил на прием через анфиладу огромных длинных залов, облицованных отполированным камнем, он чувствовал всю свою ничтожность. После войны здание стерли с лица Земли по заданию советского командования, а ценный гранит использовали для памятника павшим советским солдатам.
Канцлерское бунгало — резиденция федерального канцлера ФРГ, построенная в 1960-х, демонстрирует максимально непритязательные, рациональные объемы со стеклянными стенами, что указывает на абсолютную прозрачность власти. Здание должно было стать символом современных взглядов и открытости миру. Тем самым новая власть Германии заявляла на архитектурном языке, что не имеет ничего общего с тоталитарным прошлым.
Это лишь краткая выдержка лекции Анны Броновицкой. Советуем не пропускать следующие выступления специалистов, так как они заставляют взглянуть на привычный архитектурный ландшафт города совершенно другими глазами. И приходите пораньше: лекции проходят в арт-галерее Ельцин Центра, где до 18 августа проходит очень любопытная выставка «Как строилась советская власть», рассказывающая о четырех административных зданиях советской эпохи в Екатеринбурге.