Определение. Ортодоксология (слово о правильном мнении) – это учение, исследующее все разновидности мнений. Впрочем, называть ортодоксологию учением в прямом смысле невозможно, так как она строится на фундаменте абсолютного скептицизма.
Один из основных тезисов ортодоксологии: «все есть мнение», что следует переводить так: «все, что проходит через человеческую мысль, а это и эмоции, и опыт, и воспоминания, - является мнением». Именно поэтому ортодоксология изучает всё, или, точнее, отношение людей ко всему.
Многочисленные аспекты моей деятельности включены в учение, так как каждое звено существенно дополняет его. Воспринимать их адекватно в целостности, пусть и способной к разделению. Всего аспектов учения восемь:
- Скептицизм;
- Герменевтика;
- Духовная практика;
- Событийно-воображаемый аспект (проза);
- Критика;
- Божественность (преодоление личного);
- Софистика;
- Мгновенно-событийный аспект (поэзия).
Следует заметить, что ортодоксология не носит мистического характера. Это проект исследования человеческой мнительности, проект понимания и нахождения возможностей для понимания. Все практики, состояния и даже сопутствующая ортодоксологии религия (шадовизм) – не нацелены на достижение сверхъестественных целей, но могут быть использованы как средства для совершенствования себя.
Скептицизм
Определение. Скептицизм – это состояние, в котором исчезают догмы, как следствие, всякая возможность познания становится недостоверной. Прежде всего, полное отсутствие догм везде и во всем невозможно, так как человечество выживает догмами, существует догмами, познает догмами и творит ими, именно поэтому скептицизм определяется как «состояние» среди других состояний (догматичных, утверждающих, верящих). Следует заметить, что скептицизм не отрицает возможность познания вообще, но в рамках сомнения трудно определить, что является достоверным, а что нет. Уклон здесь делается именно на недостоверность, а не на невозможность, что фундаментально важно. Догматическое учение, которое уверено в невозможности познания, называется агностицизм. Скептицизм и в чем не уверен, даже в недостоверности.
Основная способность. Сомнение – это способность достижения состояния неверия. Слово вера используется здесь в широком значении, в исконном, в греческом. Верить – значит иметь любые убеждения. Сомнение – состояние, противоположное вере. Во всей своей чистоте оно проявляется крайне редко, потому что человеческие существа предпочитают заменять одни предрассудки другими. Если они отрицают одни суждения, то только на основании других. Это неподлинное, неабсолютное сомнение, включающее в себя элементы догматизма. Сомнение же как полноценное духовное состояние – не может быть достигнуто простейшими мыслительными актами. Кроме того, постоянное сомнение – невозможно для смертного и ограниченного существа, ведь подлинно сомневающийся сомневается в том, что нужно есть, спать, дышать и т.д.. Именно поэтому в рамках ортодоксологии сомнении определяется как временное состояние неверия.
Суть. Скептицизм подразумевает очищенность, которая необходима для всех прочих аспектов ортодоксологии. Ни ученые, ни верующие, ни другие философы не практикуют подобное очищение, когда речь касается вопросов понимания и восприятия мира (исключение: феноменологи, использующие метод эпохе). Именно поэтому у всех них есть определенное предпонимание, определенная традиция. Именно поэтому они не могут претендовать на исследование мнений вообще, так как все верят в определенные методы и истины, с необходимостью подчиняясь той или иной группе мнений.
Новизна. В рамках ортодоксологии абсолютный скептицизм впервые за всю историю обретает положительный аспект. Он помогает в исследовании мнений и достижении понимания. Также ортодоксология избавила античный скептицизм от ряда догматических элементов. Например, атараксия и эпохе – больше не являются целями скептика (наличие целей догматично). Само воздержание от суждений – это догма. Скептик – это не тот, кто всегда воздерживается от суждений, а тот, кто может достигнуть состояния, в котором теряет веру во все. Отсутствие веры не обязывает воздерживаться от суждений. Ортодоксология не отрицает и дурной бесконечности сомнения в сомнении, что и формирует круговорот подлинного скептицизма. Помимо этого значительно расширен список скептических тропов (с 15 до 99). Теперь скептик не просто воздерживается от суждений, а пристально пытается отыскать свои предрассудки, убеждения и мнения. Ортодоксологический скептицизм подразумевает постоянный поиск, прежде всего, внутри себя
Связь с другими аспектами. В рамках ортодоксологии скептицизм является фундаментом герменевтики. Он обходит необходимость в предпонимании (так как снимает все возможные предпонимания) и создает чистую площадку для вживания. Состояние сомнения является целью духовных практик ортодоксологии, а также перводвигателем критики и софистики.
Сопутствующие методы. Метод бесконечности возможностей и философская комбинаторика, всевозможные очищения и освобождения от убеждений, сомнение в сомнении.
Сопутствующие темы. а) Скептицизм был утерян в Античности. б) Бытие скептика. в) Забвение.
Философские трактаты. Ортодоксология, 99 тропов скептицизма, Исповедь скептика, Онтология скептического хаоса, За пределами всех дискурсов, Забыть всех.
Проза. Ортократия, Стихио, Гибель Вселенной, Синоним Бога, Слияние, Онто – за пределами всех вселенных.
Статьи в паблике. Подходы к чтению.
Наработки других философов. Пиррон, Энесидем, Агриппа, Санджая Белаттхипутта, буддисты мадхьямики, Секст Эмпирик «Три книги Пирроновых положений» и «Против ученых».
Герменевтика
Определение. Герменевтика в ортодоксологии – это дисциплина, посвященная пониманию. Притом пониманием называется не толкование и осмысление чего либо, а вживание. Толковать можно без понимания. Осмыслять – тоже. Обе эти операции не служат гарантом понимания, а вот вживание – это одно из условий понимания.
Основная способность. Вживание. Под вживанием понимается способность в максимальной степени применить на себе мир другого человека, поместить себя в него, преобразить себя таким образом, чтобы суметь отразить в себе другого. Слово «вживание» включает в себя две части: приставку «в» и корень «жи», восходящий к слову «жизнь». Отсюда и получается, что это способность направленная не «на» другого, но «в», внутрь. Вживание – это способность проникать внутрь другой жизни или помещать другую жизнь в себя.
Суть. Герменевтика – основная позитивная часть ортодоксологии, так как изучение мнений и разумных существ, переносящих эти мнения, требует определенной теории понимания. Полное понимание сомнительно и, скорее всего, недостижимо, но благодаря ортодоксологическим практикам можно подготовить свой внутренний мир к максимальной восприимчивости и создать фундамент для возможности понимания. Герменевты прошлого не работали над этой самой возможностью. Они пускались в герменевтические хороводы, в которых информация о текстах неуклонно возрастала (так как того требовал метод), но понимания от этого не становилось больше, так как для него не была создана возможность. Подобное понимает подобное, а потому герменевты имели неплохие успехи в трактовке подобных себе авторов, но совершенно не понимали нечто чуждое. Одна из основных целей ортодоксологической герменевтики – стать всеподобным, т.е. научиться управлять своим внутренним миром, реконструировать его и приспособляться к объекту понимания, а не случайному круговороту бесчисленных интерпретаций. Более того, ортодоксология зародилась в эпоху, когда были раскрыты многочисленные учение востока, запада и прочих регионов. Очевидно, что христианской герменевтики здесь недостаточно. Кроме того, ортодоксологическая герменевтика претендует на создание метода, который сможет претендовать на понимание не только существующих учений, но и всей бесконечности возможных.
Новизна. До ортодоксологии герменевтика делала акцент на толковании текстов, притом были популярны концепции, согласно которым текст после написания является самостоятельным предметом понимания. В ортодоксологической герменевтике тексты отходят на второй план, как и давно умершие авторитеты. Прежняя герменевтика признается идолопоклоннической, традиционно восходящей к христианству и перелагающей методы толкования Библии и святых на все прочие тексты и авторов. Ортодоксология интересуется исследованием понимания вообще и исследованием любых комбинаций мнений (не только авторитетных). Ортодоксология снимает необходимость предпонимания и сомневается в герменевтическом круге, предлагая на их место другие методы (комбинаторики, конструирования, вживания, духовных практик, софистики и т.д.). Также важно понимать, что в ортодоксологической герменевтике главной становится не работа над текстом (или автором), а работа над собой. Пока человек не научится испытывать определенные эмоции, он не поймет того, кто их испытывает, сколько бы тысяч раз он не перечитал его тексты (круг понимания и бесконечность интерпретации). Из этого следует, что понимание – это духовная практика, которая требует постоянного самосовершенствования, расширения во все области (в добро, зло, нейтральность, радость, страдание, спокойствие и т.д.).
Связь с другими аспектами. Герменевтика содержит в себе направленность ортодоксологии как учения. Все остальные аспекты являются в некотором роде сопутствующими, хотя скептицизм, необходимый для понимания, и достигается благодаря значительнейшим интеллектуальным усилиям. Скептицизм – фундамент понимания. Проза – метод конструирования событий и персонажей. Поэзия – метод конструирования эмоции, а также метод мгновенного акта понимания. Духовные практики ортодоксологии – ведут к расширению себя и в итоге к пониманию. Все это нужно для герменевтики, впрочем, все эти сферы требуют определенной степени развития понимания. Даже критика необходима, так как она учит критиковать, а критикуют практически все (тот, кто никого не критикует, не сможешь понять критикующих).
Сопутствующие методы. Вживание, конструирование индивидуальностей, философская комбинаторика.
Сопутствующие темы. Все о понимании.
Философские трактаты. Ортодоксология, Шадовизм, Ортодоксологические методики, Конструирование индивидуальностей, Герменевтика иллюзии, Доксология.
Проза. Сновидения, Семь миров, Ортократия, Стихио, Этикон, Диа-сайента, Гибель Вселенной, Три ада, Грани бесконечности, Герой, Больше чем игры, Школа боевых искусств мастера Чжан Юйя, Девочка Бафомет,
Статьи в паблике. Подходы к чтению.
Наработки других философов. Г. -Г. Гадамер «Истина и метод», Ф. Шлейермахер «Герменевтика», П. Рикер «Герменевтика и социальные науки», В. Дильтей «Введение в науки о духе» и т.д..
Проза (событийно-воображаемый аспект)
Определение. Проза – это художественная литература, преимущественно лишенная стихотворного ритма. В моем творчестве преобладает событийная проза: романы, сказки, диалоги.
Основная способность. Продуктивное воображение.
Суть. Проза как метод философствования неизменно отсылает к способности продуктивного воображения. Продуктивное воображение дополняет философию возможного, а также позволяет на всевозможных примерах доказывать или демонстрировать те или иные философские утверждения. Кроме того, проза позволяет в упрощенной форме передать сложные идеи других людей, включить читателей в дискурс и подготовить к ознакомлению с более специальной литературой.
Новизна. Я пишу в редком жанре – философская фантастика, подразумевающим серьезность философских трактатов, динамичность приключенческих произведений, многочисленные диалоги, а также собственно уникальную фантастическую составляющую. Я стараюсь создавать уникальные сюжеты, моделировать оригинальные события и строить небывалые миры.
Связь с другими аспектами. Моя проза в целом является массивным дополнением к ортодоксологическим и прочим исследованиям. Есть романы, посвященные философской комбинаторике (Стихио, Этикон); есть романы, раскрывающие тему понимания (Семь миров, Ортократия, Грани бесконечности и т.д.); есть романы, ориентированные на раскрытие скептицизма (Онто), некоторые произведения направлены на критику (Идолократия, Дети Гожьи, Успешные люди, Sky Owner) и т.п..
Сопутствующие методы. Метод развития воображения из духовных практик.
Сопутствующие темы. Воображение, творчество, оригинальность.
Проза. Вся проза (на данный момент 47 романов).
Статьи в паблике. Фантастика как метод философствования, О творчестве и новизне, Эстетические эксперименты и не только, Философия и искусство, Искусство, творчество и авторитеты, Немного о литературе, Что самое главное в прозе и чего не умеют многие профессионалы, Система современной литературы.
Наработки других философов. -
Духовная практика
Определение. Духовная практика – это регулярные действия, предпринимаемые с целью (в случае с ортодоксологией) внутреннего развития.
Основная способность. Последовательность.
Суть. Скептицизм и понимание требуют высокого интеллектуального, творческого, эмоционального и эмпатического развития, которыми люди изначально не обладают, а если и достигают в чем-то успехов, то делают это неэффективно, хаотично, переоценивая свои достижения, что ведет к развитию лишь некоторых из вышеперечисленных качеств и деградации других. Человеку крайне просто быть догматиком, так как это его естественная форма мышления, но предельно, почти до невозможности, сложно быть скептиком. То же и с пониманием. Люди не приспособлены к пониманию инакомыслящих. Другие образы, другие термины, другая этика – все это вызывает негодование даже у лучших представителей научного сообщества. Дело в том, что понимание требует сильнейшего саморазвития. Чем лучше мы развиты, тем больше у нас возможностей для понимания других. И тут речь идет не столько о мистических практиках, хотя подобия различных мистических состояний достигнуть не так уж и сложно. Речь идет о реальной многогранной работе над своим внутренним миром.
Новизна. Духовные практики как одно из основных средств герменевтики в философии применяется впервые. Также впервые духовные практики используются для достижений состояний безразличия и сомнения.
Связь с другими аспектами. Духовные практики – связующее звено между всеми прочими аспектами. Каждый аспект учения может быть понят как своеобразная духовная практика. Критика, проза, поэзия, софистика – носят практический характер, а потому могут быть включены в число духовных практик. Благодаря духовным практикам также достигаются божественные состояния, состояния безразличия, понимания и сомнения.
Сопутствующие методы. Практики включают в себя все методы ортодоксологии.
Сопутствующие темы. Очищение, безразличие, божественные состояния, медитация.
Философские трактаты. Ортодоксологические методики, Духовные практики Осьминога Бесконечности, За пределами всех дискурсов.
Проза. Школа боевых искусств мастера Чжан Юйя.
Статьи в паблике. Введение в книгу «Духовные практики Осьминога Бесконечности».
Наработки других философов. Индийская философия и философия даосов.
Критика
Определение. Под критикой в ортодоксологии понимаетсяотрицательный разбор чего либо. Критика, прежде всего, указывает на недостатки. Это её основное свойство. Достоинства обыкновенно понятны и без критики, а потому их освещение в рамках критического разбора является пустой формальностью или же разновидностью вежливости. Основная задача критики – найти недостатки. Вторичная – обозначить достоинства и сделать вывод.
Основная способность. Деструктивное воображение.
Суть. Критика может как укреплять сомнение, так и умножать фанатизм. В целом, критика – это порождение догматики, потому что любая оценка и любой разбор основаны на тех или иных догматичных критериях. Для скептика же критика выступает своеобразным орудием, которое, с одной стороны, показывает, что все может быть раскритиковано, а, с другой, позволяет вести споры с многочисленными мировоззрениями. Без освоения критической школы скептик остался бы нем, так как он не владеет критериями оценивания и истины.
Новизна. В концепцию критики трудно внести что-то кардинально новое.Здесь новизну можно искать в аргументах, которые я озвучиваю. Или в том, что я объединяю в своей критике достижения многих других философов, чьи аргументы не могли быть объединены в рамках одного учения, но без проблем используются в скептицизме.
Связь с другими аспектами. Критика связана со всеми аспектами. Она дополняет их, а также вступает в споры с другими учениями, при этом будучи вполне отдельным аспектом, что не порочит их.
Сопутствующие методы. -
Сопутствующие темы. Другие философские, религиозные учения, наука, математика, искусство, жизнь, политика, юридическая сфера и многое другое.
Философские трактаты. Критика научного познания, Этика догматического диспута, Многогранная наука, Условная цензура, Система современного идеализма.
Проза. На краю вселенной, Сновидения, Диа-Сайента, Герой, Неуловимый Сигурд Кёниг, Двенадцать подвигов Эринии, Дар разубеждения Авроры Кук, Sky Owner, Успешные люди, Идолократия, Дети Гожьи.
Статьи в паблике. Афоризмы об успехе и победителях, Разочарование в искусстве, Искусство, творчество и авторитеты, Затрать 10 000 часов и стань никем, Эстетические эксперименты и не только, Немного о литературе, Миф о лучшем образовании и науке в СССР, Уроки антисциентизма, Закат концепции любви, Система современной русской литературы, Современная инквизиция, Миф о конструктивной критике, Неформальные ошибки сциентистов (I, II, III) и т.д..
Наработки других философов. Софисты, М. Кант (Критика чистого разума), Шопенагауэр (Эристика), Ф.В. Ницше (все произведения), М. Штирнер (Единственный и его собственность), Г. Файхиингер (Философия «как если бы»), П.К. Фейерабенд (Против метода, Прошай разум) и т.д..
Божественность (преодоление личного)
Определение. Преодоление личного – один из важных аспектов ортодоксологии, так как личность – это догма. Что означает преодоление личного? Преодоление личного – это такое состояние, в котором оценка не выносится относительно собственного Я, его убеждений, установок и ощущений. Это выход за свои пределы. Или, говоря другим языком, безразличие.
Основная способность. Безразличие.
Суть. Человек различает. Человек догматичен. Человек падок на метафизические системы. Смертное существо имеет определенные ограничения, основанные на догматической вере. Именно поэтому и сомнение, и понимание – это свойства во многом сверхчеловеческие, так как они антидогматичны, ведь требуют преодоления человеческих догм. Безразличие – это состояние, в котором нет различия. Оно достигается в том числе практиками.
Новизна. Безразличие обыкновенно выступает как отрицательное качество, а в ортодоксологии оно является важным сопутствующим состоянием. Также следует отметить, что слово «божественность» здесь используется в качестве метафоры и не имеет никакого мистического подтекста.
Связь с другими аспектами. Божественность тесно связана с сомнением и пониманием, так как является условием для их реализации и неким предварительным состоянием.
Сопутствующие методы. Духовные практики.
Сопутствующие темы. Философская комбинаторика, бесконечность, бесконечность бесконечностей.
Философские трактаты. Ортодоксологические методики, Забыть всех, Духовные практики Осьминога Бесконечности, За пределами всех дискурсов.
Проза. Альфа и Омега, Слияние, Онто.
Статьи в паблике. -
Наработки других философов. В основном, подобные наработки есть у религиозных философов Индии. Также можно использовать работы Ф.В. Ницше о сверхчеловеке, но в большинстве случаев он говорит о чем-то ином.
Софистика (плюралистическая философия)
Определение. Софистика – способность принять и отстаивать любую точку зрения. Вот что я понимаю под софистикой в данном аспекте. Для логиков и прочих догматиков такой стиль рассуждения кажется парадоксальным, неправильным и ошибочным, но, следует заметить, что софисты никогда и не ставили своей целью познание.
Основная способность. Многогранность.
Суть. Софистика – первая в истории метафилософия, которая использовала методы подражания другим философским (и не только) течениям, преследуя при этом разные цели. Софист мог выступать в роли любого ремесленника, философа или религиозного деятеля. Из этого я заключаю, что софистика – это философия многогранности, не стремящаяся к знанию, но определяющаяся через нечто значительно большее. Я определенно поддерживаю софистические тенденции в их плюрализме, так как не стремлюсь к познанию мира, но интересуюсь совершенно другими вопросами, которые в том числе лежат в основании мышления всевозможных познающих индивидов. Софистика – это метод приближения к разрозненным философским (и не только) учениям, который позволяет использовать аргументы этих учений и вжиться в их сущность.
Новизна. Определенно, вживание в сущность учения в рамках софистики – это моя идея. Кроме того, ранее мало кто трактовал софистику как плюралистическую философию, но использование её в качестве плюралистичного основания кажется мне уместным. Также в контексте вышеописанной теории понимания софистика становится отличным философским методом.
Связь с другими аспектами. Софистика тесно связана с пониманием. Она постепенно расширяет возможность для понимания. Также она отлично помогает в прозе. Один из важнейших аргументов скептиков в пользу неверия является софистический аргумент: если существует множество учений, которые имеют приемлемые доказательства, то сомневаться можно во всех.
Сопутствующие методы. Вживание, философская комбинаторика.
Сопутствующие темы. Критика логических систем. Критика аргументационных теорий.
Философские трактаты. Краткий алгоритм действий для создания собственного мировоззрения, Последний органон, Этика догматического диспута, Тени трех тысяч миров, Многогранная наука, Забыть всех.
Проза. Сновидения.
Статьи в паблике. -
Наработки других философов. Протагор, Горгий, Продик и другие софисты. А.Шопенгауэр «Эристика, или искусство побеждать в спорах».
Поэзия (мгновенно-событийный аспект)
Определение. Поэзия – это художественная организация речи, характеризующаяся определенной организацией строк, а иногда ритмом и рифмой. В рамках моего учения поэзия имеет практический философский характер.
Основная способность. Продуктивное воображение.
Суть. Основная роль поэзии в ортодоксологии – это отразить мгновенно-событийный аспект практического воображения. Если прозаическое произведение требует длительной событийности, то поэтическое – может быть создано от буквально пяти минут до часа. Поэзия в моем случае – это форма выражения не только чувств, эмоций, творческих находок, но и ключевых для моего учения интенций и достижений. Я часто поднимаю вопросы сомнения, понимания, критики, софистики. Все это тесно переплетается с ортодоксологическим полем исследований.
Новизна. Настоящая философская поэзия – редкость. Из величайших поэтов в этом жанре можно назвать А.Т. Драгомощенко и некоторых других. В остальном под философской лирикой понимаются наивные рассуждения людей, не смыслящих в философии, или захватывающих лишь её экзистенциальный аспект. Философская поэзия – это особый жанр, который имеет потенциал не только в искусстве, но и может внести многое в само философское исследование (не зря некоторые философские трактаты древности были написаны в стихах). Поэзия в мгновенно-событийном режиме может выстраивать полноценные философские концепции, критиковать, устремлять автора и читателей к пониманию или сомнению и многое другое. Потенциал поэзии в этом смысле крайне велик.
Связь с другими аспектами. Поэзия также имеет связь со всеми аспектами, отражая основное правило восьмерки «все во всем».
Послесловие
На данный момент ортодоксология представляет собой совокупность методов изучения и понимания мнений, базирующуюся на абсолютном скептицизме и имеющую под собой полноценный культурный пласт, состоящий из десятков философских трактатов, романов, сказок, тысяч стихов и афоризмов. В кратком пересказе это и есть проект всей моей жизни, которым я занимаюсь уже больше восьми лет. В его рамках я работал и буду работать. С ним связаны не только мои размышления, но и все мое творчество. Думаю, материалы данной статьи помогут вам лучше разобраться с предлагаемыми текстами, а также лучше понять меня, если у вас есть такая цель.