Найти в Дзене
Александр Шадов

Об уровнях сознания

Оглавление

В своей работе я прежде всего касался уровней мыслительной деятельности, которые были необходимы для оценки философского вклада. Сегодня меня осенило, что эту схему можно полностью перенести на сознание и получить хоть и спорную, но универсальную модель разных уровней сознания, чье бытие и способ мышления, чувствования и восприятия действительности отличаются друг от друга. Следует отметить, что речь пойдет именно об уровнях, так как без каждого последующего уровня невозможны все предыдущие, но всякий предыдущий уровень не способен приблизиться к пониманию уровня последующего.

К слову, из этой модели, которую я неосознанно использовал, и вытекают различные аспекты моей герменевтической системы. Перечислим эти уровни:

— Безумное сознание;
— Сознание адепта;
— Дорабатывающее сознание;
— Комбинирующее сознание;
— Создающее сознание;
— Нулевое сознание.

Кратко рассмотрим их.

-2

Безумное сознание

Это сознание безумца. Безумец — это человек, который не может верить во что-либо и делает это неосознанно. У безумца нет убеждений, потому что нет ума. Это такое состояние сознания, в котором убеждения не могут формироваться. Это самый примитивный из уровней, так как для его достижения обычно не приходится прикладывать каких-либо усилий.

Впрочем, у безумного сознания есть одно важное отличие от других уровней. Сам безумец, безусловно, не может понять сознание адепта и всех нижележащих, но и адепт и прочие также не могут понять его. Это единственное исключение в данной системе уровней. Во всех остальных случаях нижележащие уровни имеют предпосылки для понимания вышележащих.

Кроме того, добавлю, что безумное сознание не вполне может считаться сознанием по определению, чем, вероятно, и обусловлено исключение из правил, но не упомянуть о бытие безумца в данной классификации было бы неправильно.

-3

Сознание адепта

Адепт — это человек, который просто верит, но не может внести никакого вклада в свою деятельность. Он просто повторяет то, чему его научили. Он может заниматься религиозными вопросами, может быть ученым, поэтом, писателем, инженером, строителем, но мыслит он таким образом, что не может придумать ничего нового. Да и зачем ему это делать? Ведь все новое — это хорошо забытое старое. Впрочем, иногда адепт может признавать новое (например, современный научный адепт признает достижения науки, сам в нее ничего не вкладывая), но не может сделать ничего нового. Это тип нетворческого сознания, укрепляющий свои позиции выучкой и формированием намертво осевшего навыка.

Из-за отсутствия творческих потенций этот уровень не может претендовать на познание других уровней. По сути, адепт живет в изолированном мире своей веры, созданной той или иной религией, наукой, философией или искусством.

-4

Дорабатывающее сознание

Дорабатывающее сознание — это сознание передового специалиста. Тут речь пойдет о лучших ученых, богословах, буддистах и довольно посредственных философах, которые не могут претендовать за звание величайших. Впрочем, это же можно перенести на ремесло, инженерию, медицину и в другие области.

Дорабатывающее сознание — это такое сознание, которое принимает ту или иную парадигму (научную, религиозную, философскую и т.д.) практически полностью, за исключением тех или иных частных вопросов, над которыми оно и работает. По этим частным вопросам дорабатывающее сознание может сказать что-то новое или сотворить что-то новое. Всякий успешный ученый действует в рамках дорабатывающего сознания. Также многие знаменитые деятели искусства ограничиваются им. Они берут огромный массив взглядов на веру, подобно адептам (к слову, потому они могут понять адептов), а после разрабатывают лишь некоторые вопросы.

Данный уровень сознания допускает крайне ограниченное применение творческих способностей.

-5

Комбинирующее сознание

Следующий уровень сознания — это комбинирующее или эклектическое. Такое сознание не создает никаких новых элементов, но комбинирует старые. Чем такой подход является более творческим, чем дорабатывающее сознание? Дело в том, что при полноценной эклектике в итоге почти всегда получается новая система взглядов, а при доработке — система взглядов остается старой. Эклектическое сознание может проявлять себя предельно экстравагантно. Да и комбинаций всяческих элементов возможно бессчетное количество.

Комбинирующее сознание может претендовать на понимание сознания адепта, потому что скомбинированная система в итоге берется на веру. А также оно может претендовать на понимание дорабатывающего сознания, потому что связи между комбинируемыми элементами приходится дорабатывать, на что и уходит основное время работы эклектика.

-6

Создающее сознание

Создающее сознание — это сознание философа самого большого значения. Впрочем, к этому типу сознания можно отнести и тех людей, которые занимались непосредственным созданием богов и мифов. У создающего уникальную мысль, уникальную нравственную категорию, уникального бога есть очень много общего. Что делает создающее сознание? Оно создает те или иные элементы, которые до этого не существовали. Например, человек, придумавший понятие справедливости, обладал подобным типом творческого сознания, которое позволяет творить нечто ex nihilo, а не из культуры, философской, научной и прочих традиций. Создающее сознание творит вне традиций, но оно может создать свою, а для этого ему предстоит комбинировать свои элементы, дорабатывать их и верить в них. Именно поэтому создающее сознание имеет предпосылки для понимания всех остальных уровней.

-7

Нулевое сознание

Это нетронутый чистый лист. Абсолютная пустота, но и, одновременно, отражающее зеркало. Здесь нет убеждений, восприятий, опыта. Здесь нет ничего. Только абсолютное сомнение. Нулевое сознание не может быть доступно человеческому существу постоянно. Оно особенное, но только благодаря этому чистейшему зеркалу имеет смысл рассчитывать на понимание создающих сознаний, потому что последних можно отразить только самым чистым зеркалом. Состояние нулевого сознания — фундаментальное основание моей герменевтической системы. Кроме того, это то, что как мне кажется, лежит в основании всех остальных сознаний. Это то пустое пространство, в котором происходит вся магия внутреннего мира, и только тогда, когда человек сможет овладеть этим пространством, тогда у него появится теоретическая возможность полного понимания. До тех пор все его герменевтические круги будут нарезаться впустую.

-8