Найти тему

Нагрешил - покаялся, все, чистенький, можно снова грешить.

Часто слышу от не церковных людей такое утверждение "Православным легко! Нагрешил - покаялся, все, чистенький, можно снова грешить!"
Имеет ли это утверждение под собой основание?

Вероятнее всего проблема кроется в различии значения слова "покаяние", которое является калькой с древнегреческого "μετάνοια" с его оригиналом. Но семантически (по значению) между этими словами в культурном осмыслении существует большая разница, которая и накладывает пренебрежительный отпечаток в глазах не церковного человека на Таинство покаяния, или исповеди.

-2

Поскольку Православие в Россию пришло из Византии, то и значение некоторых слов следует искать именно в греческом языке
Дело в том, что в древнегреческом языке слово "μετάνοια" означает не просто сожаление или извинение в своих грехах, но и саму перемену образа мыслей и действия. Дословно "μετάνοια" - это перемена ума. Такое же значение несет в себе и Таинство покаяния (исповедь). Другими словами, если только назвать свои грехи на исповеди, это не будет считаться покаянием, без изменения своей жизни. Фактически, это является профанацией таинства. Покаяние для церковного человека - это грандиозная работа по изменению собственной жизни. В сознании обывателя это можно сравнить с лечением от зависимостей.
Никакой магии в Таинстве исповеди нет и быть не может: это работа человека над собой и над собственным поведением и сознанием. И как бы наше сознание не старалось упростить Таинство исповеди, без перемены ума никакого "прощения грехов" человек не получает.
Это можно подтвердить словами из книг Священного Писания как Нового так и Ветхого Завета

-3

Слова Господа о покаянии к своему народу:
"Сотворите же достойный плод покаяния" (Мф 3:8) говорит Иоанн Предтеча (Креститель) в Евангелии от Матфея иудеям, пришедшим омыться от грехов во Иордане
Аналогичный, но более полный отрывок Евангелия от Луки открывает нам шире значение слов "Плод покаяния":
"И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ:

-4

Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им:

-5

Из этих цитат явно видно, что библейское покаяние подразумевает под собой изменение поведения человека, а не только слова раскаяния и искреннее сожаление о содеянном, причем это отражено как в дохристианской так и у иудеев до пришествия Христа, так и у христиан. Никак иначе слово "покаяние" истолковано быть не может
Именно в таком значении появилось в Церкви Таинство покаяния.
Собственно даже пресловутое "прощение грехов" - чисто юридическая концепция, свойственная в основном для средневекового Католицизма. В православии же грех всегда воспринимался не как преступление против Божественной справедливости, а как рана, которую наносит себе человек. Или как болезнь. Перемена жизни или исцеление от этой греховной болезни, о которой мы говорим на исповеди - и есть награда для кающегося, которую условно можно назвать "отпущением грехов". Ведь таким образом грех действительно уходит из жизни человека.
Возможно вы согласитесь, что такое содержание Таинства покаяния выглядит более убедительно и логично. Но что же делать с тем большим количеством людей, которые считают иначе, будто само называние грехов на исповеди и слезы "смывают" грехи?
Им можно ответить только одно. Находясь физически внутри церковной ограды, по существу, они находятся вне Церкви и играют к какое - то свое придуманное христианство, которое никак не соотносится с учением Церкви.