Найти в Дзене
Изучаю людей

После 5 уже поздно... Или про сензитивные периоды .

Немного важной терминологии 😊 Я часто пишу такое словосочетание, как "сенситивный период". Пора разобраться, что это за зверь .

Сензитивный, или чувствительный период в жизни человека - время, наиболее благоприятное для развития какой-либо стороны психики, и не только, всплеск восприимчивости.

Автор термина - Лев Семёнович Выготский, один из столпов отечественной психологии. Этот период характерен для абсолютно всех людей в строго определенный период времени.

Сензитивный период иногда сравнивают с окном - окно открывается для какой-либо функции, но окно и закрывается, причем тоже в строго определенный промежуток - и невозможно заставить его быть открытым дольше возможного.

После определенного возраста человеку становится трудно, а то и практически невозможно овладеть функцией, сензитивный период для которой уже пропущен . Невозможно овладеть речью человеку, первые годы жизни воспитывавшегося вне речевой среды. Сказки про Маугли и Тарзана - всего лишь сказки. Реальные Маугли (а такие были) - никогда не становятся людьми.

Психологи выделяют сензитивные периоды для самых различных функций, например для овладения умением обращаться с мелкими предметами, для приучения к порядку и тп, но нас здесь больше интересует развитие речи и речевые сензитивные периоды.

Вообще сензитивным периодом развития речи признается возраст до 6 лет, пик речевых способностей - 1,5 года.

Известно, что дети, лишенные общения и возможности воспринимать речь до шестилетнего возраста, не овладевают ей в полной мере уже никогда - окно закрылось.

Этот большой период можно разделить на подпериоды, например, так :

1,5-3 года - накопление словарного запаса, период активного восприятия речи, ребенок впитывает речь как губка, наращивает лексический запас невообразимыми темпами, невозможными больше ни в какой период жизни. В этот период ребенок в состоянии быстро усвоить несколько языков, при условии нахождения в речевой среде .

3-5 лет - период разворачивания осознанной речи, умения выражать собственные мысли и чувства, освоение грамматики родного языка .

5-7 лет - развитие интереса к знаковым системам (цифры, буквы), время, наиболее благоприятное для освоения письма и чтения .

8-9 лет - вторичный пик языкового развития, повышенная готовность ребенка к усвоению культурного наследия, развитие чувства языка.

Зачем я это так подробно расписываю - да вот они, нормы, перед нами. Смотрите, на каком этапе находится сейчас ваш ребенок, не закрылось ли ещё окошко.

А ещё есть такая штука, как зона ближайшего развития. Сейчас поясню на примерах .

Годовалый ребенок ест кусочки овощей руками. Мама предлагает ему ложку, и показывает, как ей пользоваться. Ребенок берет ложку и при помощи матери постепенно осваивает обращение с ней.

Что будет, если мать предложит ребенку пользоваться вилкой и ножом и попытается его обучить? Вряд ли это будет хорошей идеей 😁

Так вот, еда руками - умение из зоны актуального развития, то есть то, что ребенок сейчас освоил сам.

Навык использования ложки - из зоны ближайшего развития, то есть то, что ребенок может сделать с помощью.

А умение пользоваться несколькими столовыми приборами - лежит пока вне этих зон, поэтому попытки обучить ребенка этому приведут исключительно к истерике всех участников процесса 😁

Итак, зона актуального развития - умения и навыки, которыми ребенок овладевает сам, без помощи взрослого, а зона ближайшего развития - те умения и навыки, которыми ребенок сам пока овладеть не может, но при обучении - осваивает .

Чем примитивнее живой организм, тем меньшую роль в его развитии играет взаимодействие с себе подобными. Какая-нибудь амёба прекрасно освоит свой функционал в одиночку, а уже котенок, выращенный в изоляции, не сможет потом выжить в естественных условиях.

Что сможет человек, выращенный без взаимодействия с другими людьми - попробуйте вообразить себе сами 😊 Человеком в привычном нам понимании не будет точно. Можно даже сказать, что вообще все новое, происходящее в жизни ребенка, находится в его зоне ближайшего развития, и лишь будучи освоенным в результате подражания и целенаправленного обучения - переходит в зону актуального .

Зона ближайшего развития - любимый термин адептов развития раннего 😉 Если не обучать, он же не овладеет! А если не упустить ни одной ЗБР - на выходе получим гения!

Вроде все логично и было бы верно, если бы под обучением не понимался исключительно формат стул-стол-карточка, и приоритетами обучения не были бы исключительно усвоение букв, цифр и геометрических фигур.

Возвращаемся к предыдущей теме, и смотрим сензитивный период для овладения этими сакральными знаниями 😁 - 5-7 лет.

В 2 года это далеко не зона ближайшего развития 😁 А что касается форм обучения - об этом далее 😊

Непонятно - спрашивайте 😉

Еще по теме:

Как вырастить гения

Про аиста и капусту

Читать раньше, чем говорить?

Чуковский - друг логопеда

Два запретных слова

Подождать до пяти?

Как не надо заниматься

Где найти бесплатного логопеда

Аномалии родительской любви

3 основных ошибки родителей

5 мифов о логопедии

Ребенок ничего не должен?

Как работает логопед

От осинки апельсинки