Первая попытка
Первая попытка создать самолет с овальным крылом была сделана одним из пионеров авиации французом Луи Блерио. Вместе с Габриэлем Вуазеном в 1906 году они соединили в полукруг верхние и нижние крылья обычного биплана, тоже самое проделали и с хвостовым оперением.
Самолет был собран без расчетов и теоретических проработок. "Блерио III" не полетел. Сказались серьезные ошибки в расчетах: хвостовое оперение получилось слишком массивным, машине не хватало подъемной силы из-за того, что неверно был сконструирован контур крыла.
Кольцепланы в СССР
Советский инженер М. В. Суханов в 1936 году разработал первый в СССР самолет с замкнутым крылом . Его проект стал темой защиты диплома, когда он еще учился в МАИ в 1936 году. Работам по изготовлению продувочных моделей и исследованиям в аэродинамической трубе помешали начало войны и эвакуация института.
Кольцо-крыло обеспечивает такую подъемную силу, что позволяет самолету взлетать под углом около 45 градусов. При наличии мощного двигателя для взлета ему будет достаточно «пробежать» всего лишь несколько десятков метров. Плюс к этому, кольцеплан не сваливается в штопор и обладает необычной высокой маневренностью.
Тематикой кольцепланов занимались также видные советские авиаконструкторы Н. Н. Поликарпов и А. С. Яковлев, создавшие свои версии – И-185 и ЯК-3К.
Жаворонок
Heinkel He «Lerche» (нем. Lerche — жаворонок) — проект перехватчика вертикального взлёта и посадки, разрабатывавшийся для люфтваффе с 1944 по 1945 год и так и не бывший воплощённым в металле.
Эрнст Хенкель сконструировал истребитель-перехватчик «Lerche» (в переводе означает «Жаворонок»). То был уже совершенно другой технологический уровень: машину обрамляло девятигранное крыло, а в качества силового агрегата использовались два двигателя Daimler-Benz 605D с винтами, размещенными внутри крыла.
Белорусский кольцеплан
Областное управление сельского хозяйства в 1987 году обратилось с просьбой создать легкий маневренный самолет, который не боится сильного бокового ветра. Группу энтузиастов возглавил авиатехник Аркадий Нарушевич.
В результате исследований он пришел к интересному выводу: лучше всего боковому ветру противостоит самолет с замкнутым контуром крыла, причем оно должно иметь овальную форму. Правильность концепции подтвердилась несколькими действующими макетами. Однако, в связи с распадом СССР проект на долгие 10 лет был забыт.
В 1997 году, благодаря частной инициативе одной из фирм, работы возобновились. Шасси «позаимствовали» у Ми-1, приборную панель – у Ан-2.
" Обычный самолет может позволить себе сравнительно небольшой угол атаки – всего около 13 градусов. Если это роковое число будет превышено, машина может потерять управление и свалиться на крыло, а затем – в штопор, - говорит начальник бюро Александр Анохин. – Но агрегат, оснащенный овальным крылом замкнутого типа, вполне безбоязненно может намного увеличить этот угол. Видеозаписи доказывают, что аппарат весом 1360 кг с двигателем мощностью всего 260 л/с бежит с разгоном скорости и отрывается на углах атаки 17 — 19 градусов. А это означает, что летательный аппарат такого типа будет в воздухе более маневренным, чем обычный самолет".
Первые летные испытания дали обнадеживающие результаты: боковой ветер скоростью до 12 м/сек самолет просто не «замечал», а для того, чтобы ему взлететь хватило всего 160 метров. Однако самый выдающийся показатель кольцеплана – коэффициент отношения полезной нагрузки к снаряженной массе – 0.45, чего до сих пор не может достигнуть ни один из летательных аппаратов.