Рост цен на новые автомобили неуклонно продолжается. С начала 2019 года они выросли на 10%. Продажи машин за этот период уменьшились на 3,3%. На фоне этих цифр пошли слухи о том, что производители будут сокращать объем производства автомобилей у нас в стране. Попробуем разобраться почему так происходит и что ждать от автопрома в ближайшем будущем.
Средняя стоимость нового автомобиля в России за период 2014-2019 год выросла на 60%, и на июнь 2019 года она составляет 1 518 700 рублей. Это связано с повышением НДС, увеличением затрат на энергоносители, инфляцию. Также свою лепту вносят затраты на обновление модельного ряда и необходимость подписания СПИК. Очевидно, что затраты на эти мероприятия, включены в стоимость автомобиля и платить за них предлагается конечному покупателю.
Реальные доходы населения сократились на 11% от уровня 2013 года. И продолжают сокращаться. О чем это может говорить? Только о том, что у народа заканчиваются деньги на покупку нового автомобиля.
Производители автомобилей пытаются компенсировать увеличение цены различными системами скидок и спецпредложений. Не так давно вновь запустили программу льготного кредитования. Это напоминает раздувание потухающего костра.
Вопрос в том, как долго можно искусственно поддерживать увядающие продажи.
В качестве меры поддержки продаж автопроизводители рассматривают возможность сокращения производства автомобилей. Это позволит создать искусственный дефицит на рынке и подстегнуть спрос. Однако, по законам экономики, если на свободном рынке создается дефицит какого-либо товара, это вызывает увеличение цены на этот товар. Автопроизводители об этом знают. Речь может идти о корректировке планов производства в связи со спросом на машины. Что более разумно.
Эти меры могут дать эффект только в краткосрочной перспективе. Продажи автомобилей в этом году не вырастут. Будет спад продаж, на сколько процентов предсказать трудно. В долгосрочной перспективе эти меры могут оказать на индустрию только негативное влияние.
Правительство и дальше будет поддерживать автопроизводителей льготными кредитами и компенсацией затрат, но это все не поможет, если спад продаж автомобилей продолжится.
Проблема, на самом деле, гораздо глубже, чем кажется. В определенный момент государство перестанет поддерживать льготными кредитами и субсидиями автомобильную промышленность. У дилеров закончатся акции и скидки. Цены на машины и далее будут переписываться в большую сторону.
Населению активно навязывают автокредит, как самое легкое средство для покупки новой машины. Процент выдачи автокредитов растет от года к году. В 2108 доля кредитных продаж новых автомобилей составила 49,03%. Это говорит о том, что у населения собственные средства на покупку машины уменьшаются.
Для уменьшения цен на автомобили необходимо увеличение объемов производства, но продажи падают и это вызывает процесс уменьшения произведенных единиц товара. Это вызывает повышение цен. Дилеры и банки пытаются стимулировать продажи разного рода кредитными программами, рассрочками, лизинговыми схемами. Но это все больше напоминает на борьбу со следствием, а не с причиной.
Нужно помнить одно, автомобиль, как и любой товар, четко отражает экономическую ситуацию в стране. В плюсах продаж и удерживают свою долю рынка самые дешевые и самые дорогие автомобили. В конечном счете будет невыгодно производить и продавать автомобили в среднем ценовом диапазоне. На рынке останутся несколько самых дешевых моделей, несколько кроссоверов и отдельно стоящая кучка премиума, за неподъемные для большинства населения цены.
В сложившийся ситуации автопроизводители подстраиваются под реалии рынка. Кто-то покидает рынок, кто-то обращается в правительство за поддержкой. Необходимо окупать вложения в СПИКи и содержать заводы на территории РФ.
Возможно стоит задуматься, что борьба с последствиями всегда обходится дороже профилактики.