Citroen 2CV ласково называли «Оловянная улитка» или «Зонтик на колесах», ругая и высмеивая его недостатки, но «Гадкий утенок» стал для послевоенной Франции знаковым автомобилем и как бы это избито не звучало – посадил французов на колеса. В хорошем смысле…
Первоначально концепт скромного автомобиля для небогатого сельского населения, способный заменить гужевой транспорт, был разработан еще в конце 1930-х годов, но известные события первой половины 20 века заставили законсервировать проект. Большинство наработок было уничтожено, а несколько прототипов прятали от фашистов. После войны проект был перезапущен и практически разработан заново, но концепция осталась прежней: автомобиль должен был быть предельно доступным, способным перевозить четверых человек и 50 килограммов сельхоз продукции со скоростью 50 – 60 км/ч и справляться с самыми тяжелыми дорогами. Одним из требований было, чтобы автомобиль мог проехать по свежевспаханному полю с корзиной яиц на заднем сиденье без каких-либо потерь – эта байка полюбилась публике и даже сейчас автомобильные журналисты пытаются повторить этот трюк, причем без битых яиц не обходится…
Автомобильная общественность приняла 2CV весьма прохладно, журналисты по всей Европе глумились над машиной, но потребители, для которых и придумали «Гадкого утенка», с удовольствием его покупали. Вскоре образовались очереди на несколько лет, заводы не справлялись со спросом. Имелись случаи, когда б/у 2CV продавались дороже новых автомобилей – просто не нужно было ждать! Конструкция 2CV была гениальной – автомобиль имел большой дорожный просвет, независимую подвеску, чрезвычайно экономичный и ремонтопригодный моторчик с воздушным охлаждением объемом 0,4 л. (в первом поколении) «великой» мощности в 9 лошадиных сил! Крыша из водонепроницаемой ткани могла сворачиваться для транспортировки крупных предметов и даже домашнего скота…
В производстве 2CV находился с 1948 по 1990 год и был выпущен тиражом более 5 миллионов экземпляров с массой модификаций, одно из самых интересных среди которых стала полноприводная Sahara с двумя (!) двигателями. Экстремальную версию 2CV разработали в целях использования в труднодоступных районах Франции и во французских колониях Африки в качестве ответа land Rover и Jeep. Вместо того, чтобы проектировать полноприводную трансмиссию с нуля, инженеры Citroen запихали в 2CV два двигателя, две коробки передач и два бензобака (под передние сиденья, другого места не нашлось). Все это хозяйство управлялось одной ручкой переключения передач и единым акселератором.
Двигатели мощностью 12 л.с. могли эксплуатироваться индивидуально или совместно, позволяя автомобилю быть полноприводным либо моноприводным (передне или заднеприводным). Это в значительной мере повышало шансы на выживание в Африке – с собой всегда был запасной мотор! Благодаря конструкции подвески и низкому весу Sahara была отличным вездеходом, а запасное колесо на капоте по типу land Rover добавляло харизмы. Стоил автомобиль заметно дороже стандартного 2CV и выпустить за период с 1958 по 1971 год удалось только 694 «Гадких проходимца». Сегодня 2x2 Sahara стал весьма ценным олдтаймером.
На фото автомобиль 1963 года выпуска в отличном состоянии с обоими оригинальными двигателями и прозрачной историей, проданный в мае 2019 года в Италии на аукционе RM Sotheby’s за внушительные 74 750 Евро. Оказывается, «Утенок» не такой уж и гадкий!
Сергей Клюшниченко
oldschooler.ru