Найти в Дзене

Психические причины достигаторства, стеклянного потолка и преувеличений в инфобизнесе

Оглавление

Я уже привык к тому, что в сфере онлайн бизнеса происходят интересные, а главное повсеместные явления достигаторства, преувеличенной демонстрации своих результатов (обороты, количество подписчиков, заявленное образование, которого часто нет, личные достижения и так далее), массовое стремление преодолеть себя и свой «стеклянный потолок».

В чем причина этой массовой моды? Я искал ответ не один месяц.

И мне кажется, что я нашел ответ. И дело оказалось в поколенческой психической травме. Я очень благодарен психологу Людмиле Петрановской, чьи размышления вдохновили меня на написание этой статьи.

Поколеческая травма инфопредпринимателей

У многих уже на слуху, что поколенческая травма — это что-то про карму рода, или про что-то незримое, что передается с молоком матери.

На самом деле все проще: поколенческая травма — это одинаковая психическая травма, которую получили дети своего поколения из-за специфических социальных условий воспитания.

В нашей стране поколенческие травмы берут свою историю еще со времен раскулачивания и революций. Но я рассмотрю в этой статье цепочку от Великой Отечественной войны и до наших дней, показывая как история нашей страны повлияла на появление вот таких вот «успешных предпринимателей». Опять же, моя благодарность Людмиле Петрановской за ее исследования в этой теме.

Первое поколение — дети войны

Итак, когда в 41-м грянула война, много женщины остались без мужей, начали получать похоронки, были охвачены горем и лишениями. У многих на руках остались дети, но в то время было не до ласк, у женщин стояла задача просто выжить, пережить голод и лишения, сохранить ребенка на руках. Эти женщины несли на себе страшную ношу в то время, научались жить без мужей, самостоятельно прокармливали детей.

Понятно, что эти дети, дети войны, были лишены всякой материнской ласки с самого детства — ведь матерям было просто не до того в те времена. А некоторые дети и того хуже — росли в детдомах.

Целое поколение детей срослось с чувством, что они никому не нужны. Эти дети войны понимали, что любовь не дается даром, ее надо заслужить: надо стать помощником по хозяйству, ничего не требовать от матерей, следить за младшими братьями и сестрами. Уроки эти дети делали сами, полы мыли сами. Им даже в голову не приходило перечить матери.

Второе поколение — дети детей войны

Но годы шли и людям с послевоенным детством сами становились родителями.

Единственная модель женского поведения, которая была известна детям войны в то время — это модель «бабы с яйцами», перенятая у своих матерей в послевоенном детстве. А о мужчинах и о том что такое быть мужчиной дети даже и не знали. Единственное, что они слышали, так это то, что «твой папа был настоящим героем и погиб, защищая Родину». То есть модели мужского поведения не было никакой.

Так и получалось, что мужчины в семьях становились лишь придатком к сильным женщинам по принципу «посиди в сторонке, пока я дела делаю, а то ты лишь мешаешь», а женщины продолжали быть главными добытчиками в семье, копируя модель своих сильных мам.

Родив первого ребенка эти женщины понимали как многого были лишены в послевоенном детстве и обретали новый смысл в своих «кровинушках». Они не отпускали их ни на минуту — все их надежды и чаяния были связаны только с детьми.

Третье поколение — внуки детей войны

Понятно, что когда дети подрастали, матери ревностно требовали от них заботы и любви — того чего не получали сами в своем послевоенном детстве. В ход шли любые манипуляции на чувстве вины от «ты, что, смерти моей хочешь» и «ты же меня до инфаркта доведешь» до «я ж на тебя, паразита, всю жизнь потратила, а ты…».

К тому же эти матери сами были лишены заботы, поэтому заботиться о себе они не привыкли, сами они лечиться или беречь себя не умели, баловать себя — тоже не умели.

В итоге дети сами становились родителями для своих родителей. Они с самого детства сливались со своими матерями, заботились о них, следили за их здоровьем. Даже в ущерб себе, в ущерб своим интересам. «Как я могу пойти на танцы, если маме плохо, конечно я останусь с ней, буду ее выхаживать». В психологии это называется инверсия парентификации.

И вот появляется уже новое поколение детей с врожденным чувством вины, с постоянной тревогой, что любой их неверный шаг может привести к катастрофе, и с невероятно раздутым чувством гиперостветственности.

Первая волна инфопредпринимателей

И именно из таких вот детей стали появляться первые инфопредприниматели в нашей стране.

В гиперответственности есть и сильные качества — умение постоянно двигаться к цели, способность переносить удары и не бросать дело на полпути. Это делает первых инфопредпринимателей в нашей стране успешнее инфопредпринимателей следующего, четвертого поколения.

Но минус тут как и в любом слове с приставкой «гипер» — в совершеннейшей и тотальной невозможности расслабиться.

Бизнес, как место реализации поколенческой травмы

Общее чувство тревожности этих людей находит «отдушину» в инфобизнесе.

Бизнес, построенный на поколенческой травме, ведется (неосознанно конечно) не ради пассивного дохода и уже точно не как бизнес на продажу, а именно как место, где можно постоянно все контролировать.

Присущий целому поколению гиперконтроль, пустивший свои черные корни в глубины бизнеса, заставляет предпринимателя первой волны снова и снова возвращаться к единоличному контролю всего и вся, приковывает его внимание к различным деталям бизнесу от заката до рассвета, так что и дня белого не видно.

При этом владельца такого патологичного с психической точки зрения бизнеса сопровождает постоянный страх все потерять из-за любого неверного шага.

Эффект стеклянного потолка

При этом происходит интересный эффект, эффект стеклянного потолка, когда предприниматель нащупывает некую более или менее прибыльную, и что важнее, устойчивую модель заработка, он боится что-либо в ней изменить (в силу своей общей тревоги «сломать маму») и неосознанно стремиться воспроизвести эту же самую модель бизнеса, но просто в других вариациях.

Понятно, что если некая модель (воронки, вебинаров, продаж, маркетинговых ходов) приносит определенную сумму денег, то ее небольшие вариации принесут примерно сопоставимую сумму. В итоге мозг тревожного предпринимателя, единожды нащупав некую устойчивую модель, дальнейшее развитие ведет не в области поиска новой модели, а в области «тут слегка улучшить», «тут немного подтянуть» в существующей модели бизнеса.

Часто развитие бизнеса заканчивается при нащупывали первой же устойчивой модели заработка. При этом оборот и личный доход остается примерно на том же уровне.

То есть возникает видимость некого стеклянного потолка.

Как я писал уже ранее, чтобы изменить систему бизнеса, надо ее увидеть снаружи, а не изнутри. А для того, чтобы это сделать, надо вырвать себя из рутинных мыслей о «тут подтянуть» и «там подкрутить» и задаться вопросами из разряда стратегических «а какие у меня клиенты, а какие продукты я им даю, а на тот ли рынок я вообще таргетируюсь? А что нужно клиенту, и что он получает в моем бизнесе?»

И чтобы вырвать себя из рутинных мыслей и встать над системой, предприниматели часто посещают психологические тренинги для перезагрузки мышления. Один из таких тренингов веду и я, вы можете ознакомиться с ним по этой ссылке.

Но сейчас важно понять, что

эффект вечного «героического спасения бизнеса» и постоянного «слияния с бизнесом» в ущерб личным потребностям — это прямое отражение детской привычки героического спасения матери и слияния с матерью, которая присуща целому поколению.

Надо отметить еще один важный момент касаемо детства первой волны предпринимателей. Поскольку их мамы в послевоенное детство считали, что любовь надо заслужить своей самостоятельностью, дисциплинированностью и взятием на себя ответственности по выживанию семьи, то эта же модель была перенята целой поколенческой системой.

Синдром отличника

Целые поколения выросли в системе ценностей, где правильным считалось быть образцовым пионером, комсомольцем, отличником, любить Родину и так далее.

В этих же социальных условиях росло и поколение нынешних первых инфопредпринимателей. Если не социум, то родители отчитывали детей за двойки и награждали любовью/поощрением за пятерки.

Известный в психологии «синдром отличника» — это неотъемлемая составляющая психики целого поколения.

Поэтому, в эпоху стремительного роста интернета и возможности продемонстрировать свои «пятерки», за которые можно получить одобрение приобрело черты хвастовства перед другими в формате видео- фото- и текстовых историй.

Поэтому предприниматели, не смотря на то, что сутками не вылезают из бизнеса, находятся в постоянном напряжении, не могут снять с себя гиперответственность и личное управление всеми микропроцессами, не могут позволить себе честно поделиться своими проблемами.

Ведь честно рассказать о своих неудачах — это равносильно тому, что показать матери двойку в дневнике — «маме станет плохо, этого нельзя допустить».

Поэтому инфопредприниматели делают все, чтобы порадовать «маму» (теперь уже в лице мирового Интернет-сообщества и коллег конечно же), чтобы стать предметом гордости получить свою дозу дофамина через всеобщее одобрение.

Стимул для лжи

Внутренний ребенок любого инфопредпринимателя, чтобы казаться лучше перед «мамой» часто притворяется лучшей версией самого себя.

Именно поэтому

  • Вместо рассказов о том, как чудовищно много времени и нервов сжирает бизнес вы услышите только сладкие речи о том, что «я трачу на бизнес час в день»;
  • Вместо честного признания о том, что доход уже третий год не выходит за рамки двух средних зарплат, и лишь однажды удалось каким-то невоспроизводимым способом заработать чуть выше среднего на рынке, вы услышите сладкие истории о крупных, а главное стабильных ежемесячных оборотах (заметьте, хвастаются оборотами, а не личными доходами, что уже косвенно указывает на то, что с личными доходами все вообще швах на фоне оборотов).
  • Вместо честного рассказа о неудачной личной жизни, которая не состоялась из-за того, что бизнес жрет все время, вы услышите сладкие рассказы о путешествиях, о новом доходе, о постоянном нахождении в центре внимания, в тусовке, подкрепленные специально сделанными фотографиями в дешевых странах третьего мира, или на специально посещаемых нетворкинг-встречах. И все это лишь чтобы порадовать «маму» — смотрите, у меня бурная личная жизнь, я не страдаю от одиночества. Что конечно же не мешает прийти и прорыдаться ночью в подушку из-за того, что «все достало» и «хочется уже нормальных отношений» и близкого человека рядом.

Эффект достигаторства

Ребенок третьего поколения, все детство положивший на спасение матери, также продолжает воспроизводить эту модель в течение всей жизни, «вечно спасая» свой бизнес.

Но есть еще одна любопытная грань у этого явления. Ребенку очень важно понять, что не зря он жертвовал своими интересами ради здоровья мамы, не зря он лишился многого — он стал спасителем, он достиг важного результата — спас маму от смерти.

Привычка «рвать себя на части ради результата», который заранее заявляется и публично одобряется, также берет свое начало в поколенческой травме.

Нет ничего хорошего в «достигаторских» тренингах, в основу которых положено убеждение «достигни или останься никем». Это все формы манипуляции на чувствах тревоги и вины, на детских психических травмах, от которых лучше бы избавиться, а не усиливать их на подобных тренингах.

Тем не менее, бизнес-тренинги, построенные на «давлении на мозоль» становятся все более популярными в нашей стране. Потребность в поощрении и страх порицания — основные двигатели современного Российского интернет-маркетинга в BTC секторе.

Именно из этой потребности рождается видимость чудесного превращения какого-нибудь простого парня из Нового Уренгоя в серийного предпринимателя с оборотом в 7 миллионов в месяц и знающего универсальный секрет счастья.

Эта видимость транслируется через фотографии на фоне арендованных машин, на фоне других экспертов, на фоне моря, на фоне счастливых клиентов и чего-то там еще, что никак не связано с реальностью.

Очень важно понимать, что в истории с гигантским враньем инфопредпринимателей нет изначального злого умысла, есть лишь неосознанное следование скрытым мотивам, которы продиктованы, как вы видите, историческим наслоением нашей страны, поколенческой травмой.

Помимо поколенческих травм на инфобизнесменов накладываются личные семейные травмы, которые тоже отражаются в бизнесе и в его «стеклянных потолках».

И если вы понимаете значимость психических факторов в успехе вашего бизнеса и хотите убрать те установки, что мешают вам получать удовольствие и пассивный доход от бизнеса, приходите на мой авторский тренинг «Реальный прорыв».