Не знаю, следил ли топ-менеджмент “Группы ГАЗ” за судьбой седана Chevrolet Viva, о котором я писал в прошлый раз, но история этих двух проектов во многом похожа. В обоих случаях компании вместо сложной и дорогостоящей разработки новой модели предпочли взять проверенный временем иностранный автомобиль и нацепить на него свою эмблему. Правда, в случае с Volga Siber все обстояло гораздо масштабнее и дороже, так как газовцы в 2006 году купили не просто лицензию на Chrysler Sebring образца 2000 года, но и содержимое его американского завода. Все оборудование перевезли из США в Нижний Новгород, где для новинки построили современный завод. Дилеры стали получать первые седаны уже в октябре 2008 года. Заявленные цены - 540-640 тыс. рублей, мотор - 143-сильная “четверка” с рабочим объемом 2.4 л. , состыкованная с 4-ступенчатым “автоматом”.
Но с 2008 по 2010 года произвели и продали всего лишь 9000 машин при заявленной мощности предприятия 100 тыс. автомобилей в год! В чем причина провала? C ценой, как в случае с Viva, тут не переборщили, тем более уже с декабря Siber стоил 516 тыс. руб и это без учета различных дилерских скидок. А в 2010 году в Нижегородской области седан по программе утилизации отдавали и вовсе за 366 тыс. рублей. И это благодаря местному бюджету: правительство региона к федеральным 50 тыс. добавляла еще свою утилизационную скидку в размере 100 тыс. Но кратковременный всплеск продаж в масштабах проекта погоды не делал. Так что же с ним было не так?
Проблема скорее не в нем, а в мировом экономическом кризисе, который по времени совпал с дебютом газовской новинки. В следующем 2009 году продажи новых автомобилей в России упали на 50% по сравнению с 2008 годом. Это была всеобщая катастрофа, так как отрицательную динамику показали большинство брендов, дилеры один за другим стали объявлять о банкротстве, банки перестали давать вменяемые кредиты. Люди в таких условиях продолжали покупать уже проверенные “Приоры”, “Логаны”, “Фокусы”, “Лачетти” и “Нексии”. Про Волгу и не вспоминали. А может и не знали?
Тут кроется еще одна причина провала - отсутствие эффективной рекламной и информационной кампании вокруг новинки. Имея такой мощный административный ресурс, “Группа ГАЗ” могла с помощью лишь одного телевидения рассказать людям о новой “Волге” и подстегнуть к ней интерес. Но не случилось. В основном о машине знали только те, кто читал автомобильные издания.
Или кто мешал создать для не очень экономичной машины версию с заводским ГБО? Думаю, покупатели бы ее точно оценили. Опять же - при условии, что об этом им расскажут. Но не случилось ни рекламы, ни газа, ни продаж…
Хотя это была лучшая “Волга” за всю историю бренда: с дисковыми тормозами по кругу, “автоматом”, “тихим" гидроусилителем и нержавеющим кузовом. И еще - с передним приводом. Но это уже не важно: с 2011 года на построенном для Siber заводе выпускают автомобили Volkswagen и Skoda.
Материал по теме:
Как в России делают автомобили, которые мало кому нужны.
Фото производителя и Владислава Борискина.
В следующем материале я расскажу об одном из самых эпатажных проектов российского автопрома. Подписывайтесь и ставьте лайки, чтобы быть в курсе событий.