Сейчас, в век кроссоверов, уже трудно себе представить, что всего 20-30 лет назад пределом мечтаний и целью большинства автокредитов были...нет, не лухури авто и даже не спорткары, а минивэны.
Седаны были слишком непрактичны, универсалы - недостаточно вместительны для семей с 3-мя детьми, а уж хэтчбек и вовсе годился лишь для жителей мегаполисов, не обремененных садово-дачным хозяйством или тягой к длительным автопутешествиям. Тем удивительнее тот факт, что до 70-х годов ХХ-го века такого класса, как минивэн не существовало в принципе! Уже когда прямые как стрела автобаны США познали дрэг-рейсинг в исполнении монументальных масл-каров вроде Додж Челенджер, когда в СССР уже почти 16 лет штамповалась ГАЗ-24, когда немцы в Штутгарте выводили на финишную прямую конвейерного производства легендарный Mercedes W124 ( про эту вечную машину-легенду мы поговорим в следующих выпусках) - никаких минивэнов не было и в помине...
Эта поучительная история не о том, как спрос рождает предложение, а о человеке, который способен в одну каску положить на мнение всех с прибором, долго вращать вокруг своей оси и в итоге оказаться победителем! Зовут этого человека Ли Якокка.
Я не буду перечислять все подвиги этого сына итальянских эмигрантов, благодаря которому мы знаем слова "автокредит" и класс "пони-кар"(проще говоря -Форд Мустанг изобрел он), это требует отдельного разбора полетов гуся над свиньями. Скажу лишь, что в 70-е годы Ли Якокка был человеком со значительным бэкграундом и именем, гремевшим далеко за пределами Северной Америки. Сегодняшние инфоцыгане, собирающие Олимпийский ( привет,Тони!), сразу бы назвали его "матрично мыслящим антикризисным менеджером с хард-скиллом прокачки"... Но это были 70-е, инфоцыган еще в проекте не было...А вот Ли Якокка был.
И был вышвырнут с поста Президента Ford Motor Company. Самое забавное, что Ли уволил Генри Форд Второй, который на тот момент являлся собственником "маленькой семейной лавочки" с голубым овалом. Генри было абсолютно по барабану, что именно благодаря Якокке "Форд" успешно прошел через кризис 1974-го года и вышел на прибыль около 2-х миллиардов долларов в год. Это и сейчас-то фантастическая сумма, а в ценах 70-х за эти деньги можно было бы под корень купить парочку африканских стран... Да и на вискарь бы еще осталось... О причинах увольнения с публичной выволочкой сказано очень многое, но по факту не сказано ничего внятно. Скорее всего, ближе к истине, что Генри Форд опасался популярности и талантов Ли Якокки.
По итогу Ли оказался в Chrysler. Спасение утопающих -дело рук самих утопающих. Но в пользу Ли сыграло много факторов. И то, что Chrysler был to big to fall( т.е. его банкротство принесло больше проблем, чем вытаскивание бегемота из болота). И то, что Якокка переувольнял кучу народа и в лучших традициях российских "менеджеров" из АвтоВАЗа пошел к правительству и вытряс пару-тройку миллиардов денег.
Но главное. Ли дал рынку США, а потом и всему миру автомобиль, который никто не ждал...но по факту ждали все.
Штаты в конце 70-х были страной с уже сложившимся укладом жизни вполне себе сытого среднего класса. Достаточно того факта, что продажи легковых автомобилей достигали отметки в 9 000 000 единиц в 1975-м году на 216 миллионов человек... Для сравнения, в России в 2019-м году на 145 миллионов человек продается 1,5 миллиона машин. Выводы делайте самостоятельно, как говорится.
Среднестатистический американский средний класс в 70-е мог себе позволить отдельно стоящий дом, лужайку для барбекю с обязательным ритуалом прогулок с газонокосилкой по субботам и неработающую жену с парой детей школьного возраста. Поскольку эпоха моллов и гипермаркетов тогда начинала входить в свой рассвет - то и обязательные еженедельные закупки всех товаров в молле за 30-40 км от дома были обычной обязанностью матери семейства. Да еще и детей на заднее сидение закинуть и отвезти на бейсбол...
Ли решил, что рынок готов принять дешевую семейную машину. Она должна быть вместительной и просторной, не отличаться в управлении от обычной легковушки и не сильно бить по семейному бюджету. Уж в девяти миллионах проданных машин место для еще 200 тысяч должно было найтись. Противники и скептики проекта говорили о том, что ни одна домохозяйка не писала писем в автокомпании сделать такую машину. Что у Chrysler банально нет денег строить новую платформу под машину в текущей ситуации.
Но Якокка никого не послушал. И пошел по проторенной дороге. На чуть растянутой типичной крайслеровской платформе и с использованием обычных двигателей был сконструирован однообъемник, в дальнейшем ставший близнецами Dodge Caravan и Plymouth Vouager. Презентация модели в 1984-м году и первый год продаж с результатом в 500 000 (полмиллиона) экземпляров поставили все точки в вопросе о том, кто прав. Якокка не просто вытащил Chrysler из ямы. Он создал концептуально новый автомобиль.
Позже в классе выросла конкуренция всей Большой Детройской Тройки. И Ford и Chevrolet буквально в течение года выставили на обозрение публики свои минивэны, но это была уже гонка за лидером. Французы из Renault презентовали в том же 1984-м первый Espace.
Японцы тоже не захотели быть в списке аутсайдеров и выстрелили целой плеядой шикарных моделей, особняком из которых стоит Toyota Previa с аэрокосмическим в 90-х дизайном.
Да что там говорить, если даже "АвтоВАЗ" решился на выпуск минивэна "Надежды" на базе Нивы, правда из-за сырой конструкции и неадекватной цены век ее был недолог.
Суммарный продажи минивэнов, доходившие и до 3-х миллионов единиц в 90-е годы, начали сдавать обороты в начале нулевых. Распространение кроссоверов, дающих больший комфорт на условно небольшом бездорожье, аналогичную вместимость и куда более привлекательную внешность ( а мы не будем забывать, что более половины водителей минивэнов были женщинами) отправило класс минивэнов в аккуратный нокаут. А дальше наклонная...Меньше денег вкладывают в разработку новых моделей-реже обновление-меньше спрос- и спираль начинает крутиться в обратном направлении.
Фактически, сейчас класс минивэнов отброшен обратно в начало 80-х с продажами около полумиллиона экземпляров в год. Сабурбия США превратилась частично в спутник "ржавого пояса", люди обратно потянулись в агломерации, социальная роль женщины изменилась, поднял голову креативный класс, которому каршеринг на 20 минут милее большого Grand Caravan-а...
Плохо ли это? Вряд ли. История знает и много совершенно фантастических камбэков вроде New Beetle и Mini Cooper и много канувшего в лету вроде понтонных кузовов. Поживём- увидим...