Найти тему
Сергей Новокшонов

Дирижабли и новые высоты.

Оглавление

Солнечный газ

Спасти положение дел в дирижаблестроении могла только замена взрывоопасного водорода негорючим газом, например, гелием. Но найти его впервые удалось в 150 миллионах километров от нашей Земли, на Солнце астроному Пьеру Жансену в 1868 году. Никто не предполагал, что его можно найти или получить на нашей планете. Прошли годы и великий шотландский химик Уильям Рамзай нашел его на Земле. В итоге для добычи солнечного газа понадобились усилия трех наук: физики, химии и геологии.

Поиски неуловимого гелия привели к успеху!

Гелий занимает второе место по распространённости во Вселенной после водорода — около 23 % по массе. Гелий очень долго на Земле искали и нашли его в минералах клевеите, гадолините и монацитовых песках в Индии и Бразилии. Этот гелий является радиогенным. Гелий по содержанию в земной коре занимает второе место после аргона.

А он был ещё и в воздухе! Потребовалось разработать установки для разделения воздуха на составляющие с применением физики низких температур и высокого давления. При температуре ниже 4,2 градуса Кельвина гелий может быть превращён в жидкость при расширительном охлаждении. Это осуществляется при помощи детандера. В 1908 году Х. Камерлинг - Оннес впервые смог получить жидкий гелий, за что был удостоен Нобелевской премии по физике.

Свершилось!

Только в 1917 году, после вступления Америки в войну, был построен завод для добычи гелия в городе Форт-Уорс в штате Канзас. Но война очень скоро прекратилась. Американцы не успели воспользоваться гелием для военных целей. И все-таки они продолжали добывать его. А в сентябре 1923 года им, наконец, удалось накопить несколько десятков тысяч кубометров гелия. Этим гелием американцы наполнили дирижабль «Шенандоа».

Дирижабль "Шенандоа" на причальной мачте.
Дирижабль "Шенандоа" на причальной мачте.

Дирижабль «Шенандоа» некоторое время был единственным в мире гелиевым воздушным судном. Но он просуществовал недолго. В сентябре 1925 года, всего лишь через два года после того как его впервые наполнили гелием, дирижабль «Шенандоа» был уничтожен бурей. И вместе с ним погиб весь накопленный гелий. 55 тысяч кубических метров драгоценного газа бесследно растеклись по воздуху. Почти весь запас гелия, добытый к этому времени людьми на всем земном шаре, погиб во время бури, продолжавшейся полчаса. Гибель «Шенандоа» — второго по величине дирижабля в то время — не остановила американцев. Они продолжали строить большие дирижабли, продолжали наполнять их гелием. Завод в Форт-Уорсе был расширен, и вскоре добыча гелия дошла до нескольких десятков тысяч кубометров в месяц. А в 1929 году в штате Техас, в окрестностях городка Амарильо, были найдены новые, бьющие из-под земли природные газы, еще более богатые гелием, чем в Канзасе. И конгресс США постановил устроить в Амарильо второй правительственный гелиевый завод. Химики, геологи, инженеры съехались в Амарильо, чтобы изловить гелий, растекающийся по воздуху, собрать его, не позволить ему пропадать зря. Они проложили в земле газопровод длиной 18 километров и через эту стальную трубу начали выкачивать насосами газовые струи, бьющие из-под земли. Были построены заводские здания и установлены сложные аппараты, которые очищали гелий от примесей, сжимали его до давления в полтораста атмосфер и загоняли в прочные стальные баллоны специальных вагонов-цистерн. Через несколько месяцев в огромный воздушный порт Лейкхерст в штате Нью-Джерси стали прибывать транспорты гелия, добытые на Дальнем Западе, в новой «гелиевой столице мира» — Амарильо.

К высокой причальной мачте лейкхерстского эллинга слетелись воздушные суда. В теле мачты был проложен трубопровод, по которому снизу подавался гелий. Дирижабли жесткой системы, дирижабли мягкой системы, мелкие и крупные, военные и коммерческие, отяжелев после долгого плавания по воздуху, летели к лейкхерстской мачте, чтобы набрать гелия и стать легкими и подвижными, как раньше. Даже «Акрон» и «Мэкон», самые большие дирижабли в мире, вместимостью 185 тысяч кубических метров, не раз вынуждены были восстанавливать свои силы гелием из лейкхерстской мачты. Не наполнять же оболочки гигантских дирижаблей старомодным водородом! Водород ненадежен: он может вспыхнуть от случайного удара молнии. Никакая страховая компания не согласилась бы застраховать такой дирижабль, как «Акрона» или «Мэкон», если бы он был наполнен водородом. Да и пассажиров нельзя было бы уговорить полететь на таком дирижабле. Не очень-то приятно путешествовать, когда над головой висят сотни пудов легко воспламеняющегося газа. Другое дело — гелий. Он безопасен, он не хочет соединяться с кислородом, а потому не взрывается, не горит и даже не тлеет.

Через тернии к звёздам

Строительство гигантского дирижабля "Акрон"
Строительство гигантского дирижабля "Акрон"

Дирижабль "Акрон" в районе причальной мачты.
Дирижабль "Акрон" в районе причальной мачты.
Дирижабль "Акрон" "причалил" к кораблю.
Дирижабль "Акрон" "причалил" к кораблю.

«Акрон» был разрушен из-за ошибки экипажа — он направился в открытое море во время сильного шторма. Крушение «Акрона» было началом конца эры жёстких дирижаблей на службе флота, особенно потому что их главный сторонник, контр-адмирал Уильям А. Моффетт, погиб вместе с 72 остальными членами экипажа.

Проблемы дирижаблестроения до Второй мировой

Только в 1930 году англичане впервые наполнили дирижабль гелием. Это был огромный дирижабль «R-100». Он вылетел из Англии в Канаду наполненный водородом, а вернулся оттуда наполненный гелием. А как обстояло дело с драгоценным газом в других странах? Японцы пробовали было добывать гелий из монацитовых песков в провинциях Секидамеи и Исикава, но скоро оставили эту невыгодную затею. В японском монацитовом песке оказалось очень мало гелия, — так мало, что для наполнения гелием большого современного дирижабля надо было переработать больше миллиона тонн этого песка.

Немцы во время войны, как об этом правильно догадался английский химик, в самом деле добывали гелий. Но не из природных газов — газов, богатых гелием, в Германии нет. Чтобы достать гелий, немцы пустились на хитрость: в течение нескольких лет перед войной все немецкие пароходы, возившие товары в Индию и в Бразилию, возвращались оттуда, груженные вместо обычного балласта монацитовым песком. В Германии скопилось 5 тысяч тонн монацитового песка. Из этого песка немецкие химики добыли несколько тысяч кубометров гелия. Кроме того, они нашли гелий в воде минерального источника в курорте Наухейм. Из этого источника немцы ежедневно добывали 70 кубических метров гелия. Это составляет всего 25 тысяч кубометров в год. А на большой дирижабль требовалось не меньше 100 тысяч кубометров. Гелия для военных дирижаблей не хватало. А к концу войны и наухеймский источник иссяк. Единственное в мире государство, обильное природными источниками гелия, это Соединенные Штаты Америки. Но добывать этот гелий для наполнения дирижаблей американцы принялись лишь после того, как вступили в войну с Германией. Еще в 1916 году во всех американских лабораториях, вместе взятых, не было даже и одной десятой части кубического метра гелия. Гелий можно было купить только в самых ничтожных количествах, да и то по баснословной цене: двести тысяч золотых рублей за кубический метр.

Военно - коммерческая параллель

Строительство дирижаблей в США продолжается. Они имеют широкие возможности применения для коммерческого использования при обследовании обширных территорий, проведении изыскательских и научных исследований в атмосфере, анализу состояния электроэнергетических коммуникаций, доставке крупногабаритных грузов для промышленных систем и нефтедобычи, в туристическом направлении.

-5

Военное использование дирижаблей происходит, как правило в первую очередь

-6

Армейские дирижабли могут нести локаторы ПРО, контролирующие запуск МБР и контролирующие полёты их боевых частей.

Перемещение дирижаблей в стратосферу очень перспективно. Они будут беспилотными с энергообеспечением от солнечных батарей. На орбите могут находиться несколько месяцев.

Их главными задачами будут обеспечение связи, высотная аэрофотосъемка, а также наблюдение за большими участками местности. Но в теории он может использоваться и для радиоэлектронной борьбы, противовоздушной обороны, целеуказания.

-7

Стратосферные дирижабли со временем смогут стать хорошей заменой спутникам сотовой связи как военного, так и гражданского назначения. Аэростат, зависший на высоте 20 километров, способен обеспечивать устойчивую связь на дальности до 760 километров. При этом дирижабли стоят дешевле спутников, для их запуска не нужна ракета-носитель, они не захламляют орбиту после завершения срока эксплуатации. А в случае поломки аэростат можно посадить на землю для ремонта.

Получается, что проиграв в своё время крылатой авиации, дирижабли могут найти и находят новую, весьма востребованную в перспективе нишу.

Продолжение следует...