Я считаю, мне очень повезло. В моей профессиональной деятельности я занимался всегда тем, что меня вдохновляло – развитием и локализацией подразделений международных компаний – технологических лидеров в своих сегментах. Самым успешным подходом был поиск лучших техник и методик управления, проектного менеджмента, технологий из разных стран и направлений, и объединение их для максимально эффективного применения. Синергия опыта.
Я не считаю, что есть какой-то определенный «европейский», «западный», «российский» или «китайский» подход. Существуют методики, которые показали себя во времени, которые сформировались за продолжительное время опытного применения и отработки, в силу тех или иных обстоятельств и условий среды.
Как в работе над собой, в психологии – безусловно, есть общие подходы, но, как говорил Андрей Курпатов – опасайтесь общих советов.
Точно так же и в бизнесе – безусловно, полезно читать общие советы, изучать опыт других компаний, но нужно отчетливо понимать, что успех и эффективное развитие зависит от множества факторов, зачастую уникальных, так же, как уникален каждый человек. А бизнес – это в первую очередь люди, их установки, желания и стремления, взаимодействие людей и их способностей.
Нашей компании 125 лет, и самое главное, что я изучал и на что трачу огромную часть ресурсов – на изучение секрета стабильности компаний. Сейчас с уверенностью могу сказать, что мы собрали уникальный многолетний и многонациональный опыт именно в том, как достигать успеха и делать его стабильным.
Говоря об обстоятельствах среды и имею в виду предосылки, которые приводят к текущим правилам рынка и деятельности. Имея доступ к опыту наших представительств в 17 странах, а также видя опыт наших партнеров (Mankiewicz – производитель высококачественных антикоррозионных и защитно-декоративных лакокрасочных материалов и технологий оптимизации производственных циклов, технологический партнер ведущих междунароных производителей в Авиастроении, Автомобилестроении, Общем машиностроении, ж/д транспорте, дорожно-строительном и агро машиностроении, Ветрогенерации.), мы имеем возможность применять методики, уже отточенные в странах со схожим деловым климатов и экономической ситуацией. Более того, мы, исходя из многолетнего опыта и просчета цикличностей, можем с определенным процентом точности предполагать дальнейшее развитие в отраслях. Все это – залог возможности стабильности, стабильного развития.
Я расскажу лишь о некоторых общих принципах, которые мы применяли в России, аккумулируя наш многолетний и международный опыт, на примере некоторых «кейсов» из рынка машиностроения:
1. Качество побеждает
Когда мы входили на российский рынок, мы уже знали о ситуации с качеством продукции конкурентов – производителей лакокрасочных индустриальных материалов, которые были представлены на рынке. Зачастую это были краски «нижнего ценового сегмента», производимые по устаревшим технологиям, которые не могли дать машиностроителям качества поверхности техники международного уровня. Причиной было отсутствие четких требований у производителей техники, недостаток знаний о существующих технологиях, методах контроля и опыта продажи преимуществ своей техники. Сталкиваясь с жалобами отделов продаж, клиенты (производственные компании) выбирали стратегии тотальной экономии в ущерб качеству и шли на поводу у продавцов. Да, качественный и недешевый продукт труднее продавать, но в долгосрочной перспективе мы видим, что побеждает качество. Подтверждением тому наши партнеры, которые приходят на рынок «на котором у клиентов нет денег и дорогая техника никому не нужна» и завоевывают солидную долю рынка.
2. Проектный подход
«Готовые решения» в основном очень ограничены и, зачастую, существуют лишь в красивой фантазии, которую красиво продают. Качественные изменения – это процесс, в котором участвует несколько участников, со своим миропониманием, своими страхами и желаниями. Нужно перенимать лучшие методики проектного менеджмента, учиться ставить реализуемые цели, выделять для их достижения необходимые ресурсы (далеко не только материальные). Необходимо признать факт эффективности работы с носителями экспертизы, факт необходимости платить за знания и ноу-хау, благодаря чему быть впереди. Мы видим на рынке успешные и не очень компании. Разница очевидна. Четко прописанная структура проектной работы значительно проигрывает сетевой. Когда, к примеру, для оценки новой технологии на входе стоит фильтр отдела закупок без участия производства – это тупиковый путь. То же самое касается и продукт менеджмента, продаж, любого процесса.
3. Быть впереди рынка, долгосрочное планирование и желания
Постоянная попытка догнать рынок – путь, который ведет к убыткам. Задача – опережать рынок со своими решениями. Для этого необходимо принимать реальность об окружающей среде, рынке, потребителе. Избавляться от стандартных подходов в управлении персоналом, сейчас все идет к инкубаторам готовых команд, состоящих из ребят, которые начинали подходит подготовку начиная с возраста 16-18 лет. Либо компания инвестирует ресурсы в собственные «инкубаторы», либо начинает сотрудничать с компаниями и сообществами, которые предлагают подобные услуги по подготовке кадров и готовых слаженных старт-ап команд. То же самое и с долгосрочным планированием. Зная законы изменяющихся сред, возможно планировать общие направления для развитии компании. Нет планирования и не учтены основы психологии веры – не стоит ожидать стабильности.
Это лишь три основные и глобальные аспекта, которые, на мой взгляд, в значительной степени отличают среднюю российскую производственную компанию от представителей международного бизнеса.
Безусловно, список «успешных кейсов», методик и инструментария – огромен, его не перечислить и тем более не внедрить, прочитав книги и статьи. Осознание и теория – лишь первый шаг на пути к изменениям, но и без них невозможен успех.
В России есть огромное преимущество. В нашей стране по-прежнему рождаются талантливые люди, в гораздо большем проценте чем во многих других странах.
Вопрос – кто готов к изменениям и кто готов применять их для стабильного развития?
Мы делаем все, чтобы эту стабильность создавать и поддерживать. Присоединяйтесь!