Основные доходы муниципальных бюджетов РОССИИ составляют налоговые отчисления. НДФЛ из них занимает от 30% до 70%. Прогрессивная шкала НДФЛ увеличит доходы муниципальных бюджетов. А на сколько? Расчет показан ниже.
Кто подопытный кролик?
Конкретный муниципалитет рассматривать не будем. Любой заинтересованный, сможет найти инфу по своему району и оценить перспективы.
Возьмем крупное предприятие, основного налогоплательщика НДФЛ в районе, и на его основе рассчитаем процент увеличения доходов и абсолютные величины (расчет проведем на основе формулы из данной статьи).
Итак, крупное промышленное предприятие - ГОК, имеет среднесписочную численность на 2019 год - 5500 человек. В составе ГОКа основные производства, вспомогательные и дополнительные. Основными считаются рудники и шахты, обогатительная фабрика и энергоцех. Вспомогательными: ремонтно-механические цеха, автопарки, ремонтно-монтажные подразделения, проектно-конструкторский отдел и т.д. Дополнительными: цеха складского хозяйства, хим. лаборатория и т.п. Общее управление всей хозяйственной деятельностью ГОКа осуществляется управлениями и главными специалистами всего комбината.
На основе типичного ГОКа проведем анализ налоговых отчислений НДФЛ в бюджет района и перспективы его увеличения при вводе прогрессивной шкалы НДФЛ в РОССИИ. Категория работников Количество работников
Сколько платим сейчас?
Сейчас, налоговая ставка НДФЛ составляет 13%, и вся эта сумма достается муниципальному бюджету. В абсолютных единицах рассчитать ее не составит труда. Известная средняя заработная плата работников (возьмем среднюю зарплату по стране - 43062 руб.) умножается на количество работников и вычисляется 13%.
ИТОГО: 43062*5500*0,13 = 30 789 330 руб. Сумма внушительная.
Средняя зарплата на предприятии возможно даже больше и существеннее. Но для базовых расчетов сгодится.
То есть годовые поступления в муниципальный бюджет от одного только крупного предприятия составят: 30 789 330 * 12 = 369 471 960 руб.
Теперь, по новой концепции, ставка НДФЛ составляет 15%, но в местный то бюджет уйдут те же, "старые" 13%. Где прирост, если средняя зарплата ниже уровня, где начинает применяться повышенная ставка? Давайте искать.
Что такое средняя зарплата?
Что есть средняя температура по больнице? Сумма всех температур больных и не очень, поделенная на общее количество людей. Здесь тоже самое.
Сложили все зарплаты работников, разделили на общую численность и получили среднюю зарплату. Но зарплата одного работника может отличатся от другого в разы и даже на порядки. Есть профессии рабочих, где на сдельной оплате труда можно и более 100 тыс. рублей заработать. Есть должности руководителей, где месячный оклад переваливает за 200 тыс. рублей. Так что, социальное расслоение по уровню дохода на лицо.
Проведем анализ должностей, и определим сколько работников попадают под базовую ставку в 15%, а сколько под повышенную. Пересчитаем взимаемый налог по предложенной формуле, и рассчитаем разницу. А после сделаем выводы.
Анализ должностей.
Возьмем за основу любой цех. Рассчитаем отношение зарплат ниже базовой ставки и выше.
Ремонтно-монтажный цех. Среднесписочная численность - 450 человек. В состав входят 12 участков, имеется службы главных специалистов, главный инженер и начальник цеха.
Кроме начальников участков, главных специалистов и управления цеха, заработную плату больше 100 тыс. руб в месяц никто не получают. Начальник цеха находится между 100 и 200 тыс. рублей. Главный инженер, его заместитель, главные специалисты и начальник служб и участков получают (для упрощения) по 100 тыс. рублей. Количество работников категории "БАЗА" = 450 - (12+3+5) = 430. Количество работников категории "+1%" - 20.
Итого пропорция на каждого работника из категории "+1%" приходится 21 работник из категории "БАЗА", то бишь около 5%, что для данного цеха норма.
В основном производстве, шахты, рудники, фабрика, процент таких работников будет выше раза в 2. Так как и вредные условия сказываются, и сдельная оплата присутствует, и ИТР среднего звена имеют больший доход.
Управление комбината имеет и вовсе неприличной процент работников получающих зарплату выше категории "БАЗА". До 50%. Но там и ранжирование намного выше.
Итого имеем следующую картину.
Категория работников Количество работников
"БАЗА" 5115
"+1%" 260
"+2%" 89
"+3%" 25
"+5%" 10
"+10%" 1
Анализ произведен. Теперь необходимо вычислить среднюю зарплату работников в ходящих в категорию "БАЗА", ведь она уменьшиться, из-за того что другие категории облагаются другой ставкой. А нам нужны хоть и грубые, но все таки математически правильные расчеты.
Средняя зарплата работников категории "БАЗА".
Суммарная месячная зарплата ГОКа составляет: Sобщ = 5500 * 43062 = 236 841 000 рублей.
Суммарная зарплата по категориям, выше "БАЗА".
Sкат = Sкат1+Sкат2+Sкат3+Sкат5+Sкат10
Sкат1 = 260 * 100 000 = 26 000 000 рублей.
Sкат2 = 89 * 200 000 = 17 800 000 рублей.
Sкат3 = 25 * 300 000 = 7 500 000 рублей.
Sкат5 = 10 * 500 000 = 5 000 000 рублей.
Sкат10 = 1 * 1 000 000 = 1 000 000 рублей.
Итого сумма = Sкат = 26 + 17,8 + 7,5 + 5 + 1 = 57,3 млн. рублей.
Sбаза = Sобщ - Sкат = 236,841 - 57,3 = 179,541 млн. рублей.
Вроде и суммы то получились не высокими. Но раньше времени гнушаться не будем. Доведем дело до абсолютных цифр, там и увидим.
Средняя зарплата работников категории "БАЗА" равна: Sбаза/5115 = 35 100 рублей. Существенно ниже средней по предприятию.
Кстати, в интернет-эфире открылась новая радиостанция: Радио - Достояние РОССИИ FM.
Расчет по прогрессивной шкале НДФЛ.
Произведем расчет по, предлагаемой в данной статье, прогрессивной шкале.
2% причитающихся региональному бюджету рассматривать не будем.
Следовательно, общий месячный налог будет суммироваться из следующих отчислений:
- Сумма базовой зарплаты, умноженной на 13% (Sбаза*0,13);
- Сумма зарплаты категории "+1%", умноженной на 14% (Sкат1*0,14);
- Сумма зарплаты категории "+2%", умноженной на 15% (Sкат2*0,15);
- Сумма зарплаты категории "+3%", умноженной на 16% (Sкат1*0,16);
- Сумма зарплаты категории "+5%", умноженной на 18% (Sкат1*0,18);
- Сумма зарплаты категории "+10%", умноженной на 18% (Sкат1*0,18);
Nнал = 179,541*0,13 + 26*0,14 + 18,8*0,15 + 7,5*0,16 + (5+1)*0,18 = 23,34+3,64+2,82+1,2+1,08=32,08 млн. рублей
Разница на лицо.
Увеличение собранного налога более чем на 1 млн. в месяц. Более 12 млн. рублей в год, только в муниципальный бюджет. Не считая того, что уйдет в региональный и федеральный бюджеты. Профит очевиден.
Итого эффективная налоговая ставка оказалась: 32,08/236,841*100%=13,55%.
То есть на 0,55% увеличилось наполняемость муниципального бюджета. Плюс 2% от 236,841 млн. рублей достается региону, и еще даже федеральной казне досталось 4,5% от 1 млн. рублей.
В процентном соотношении цифры будет справедливы для Центральной части РОССИИ. Северо-запад, Урал, Мегаполисы - покажут результаты раза в полтора лучше. Сибирь в целом и Дальний Восток - похвастаются результатами раза в 2 большими. Ну и без изменений можно насчитать регионы Южного региона.
Расчет в абсолютных единицах по РОССИИ.
Средний прирост эффективной налоговой ставки по РОССИИ составит 0,85%. 2% дополучат региональные бюджеты.
4,5% федеральной казны просчитать можно, но уже не так прямо и очевидно, оставим их как приятный бонус, есть отлично, нет его - так и не рассчитывали на него.
По данным Росстата, в мае 2017 года численность официально работающих граждан в России составила 71,8 млн.человек. От этой цифры и средней зарплаты в РОССИИ произведем расчет.
Общий месячный объем зарплаты, выданный работникам, составляет:71,8 млн. * 43062 = 3092 млрд. рублей.
Муниципалитеты РОССИИ будут получать налоговых отчислений с физических лиц НА 26,28 млрд. рублей больше. А региональные бюджеты пополнят свои запасы НА 61,84 млрд. рублей в МЕСЯЦ.
Есть чему порадоваться.
ИТОГО: в год, бюджеты РОССИИ увеличат свой доход более чем на 1 трлн. рублей.
Бюджет РОССИИ в 2018 году составил в доходной части - 18,95 трлн. рублей.
То есть, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, прибавит в казну более 5%. Это существенная прибавка, как ни крути.
Промежуточные итоги.
Конечно, расчеты приведенные в статье не соответствуют реальным. Но процентные соотношения будут справедливыми. Прогрессивная шкала НДФЛ обязательно даст положительные эффекты, но при нескольких явных условиях:
- Спекуляции на эту тему должны строго караться;
- Полученные формулы и расчеты должны быть предельно просты, понятны всем слоям населения И быть однозначными (ведь не для кого не секрет, что любая собирательная трактовка, или обобщенная формула приводит к таким заворотам "дельцов", что государство в дураках остается);
- Усиление работы силовиков по экономическим преступлениям (теневые и серые схемы должны караться уголовными сроками с полной конфискацией имущества всех родственников осужденных);
Тут много что еще требуется. Но в любом случае, нельзя просто одной подписью в изменении в налоговом законодательстве, решить вопрос.
Власти, как и любому из НАС, необходимо работать, работать и работать по справедливости, честно и во благо будущего наших детей и внуков.