Найти тему
Гипермышление

Фрейм - как элемент мышления

ФРЕЙМЫ

Знакомство с фреймом можно начать с истории о шести мудрецах, которые исследовали нечто, находящееся в комнате. Все они выходили и рассказывали что-то свое. Кто-то говорил, что в комнате змея, а кто-то утверждал что столб. Главное в том, что каждый исходил из своего опыта взаимодействия со слоном. По сути у каждого из них был свой фрейм в виде части слона, с которой было взаимодействие.

Фрейм — это границы восприятия и понимания. Какой бы у нас не было мощный вычислительный аппарат, но если у нас на входе «мусор», ложная информация, то и на выходе мы получим «мусор». Конечно, кто-то может возразить, что мы можем распознать ложь, увидеть «нестыковки», разглядеть противоречия, подключить 6-е и 7-е чувство, интуицию и воображение. Фрейм задает границы и направление нашего мышления, но задача Гипермышления и матричного метода — выйти за эти границы.

Упражнения, которые были в практикуме раскрыли несколько возможностей исследования фрейма. Если вы не делали эти упражнения, то вернитесь и выполните. Наполните понятие «фрейм» ощущениями и своими идеями, которые к вам обязательно придут.

Упражнение 1. Опишите ситуацию в границах этой рамки.

Ограничение размеров рамки заставят вас в конце-концов писать о самом главном вначале. Возможно вам потребуется изменить шаблон описания ситуации, чтобы увидеть ситуацию по-новому.

Упражнение 2. Изобразить идею в виде рисунка/схемы.

Что же может быть во фрейме, а точнее, что может быть самим фреймом и задавать границы нашему мышлению:

Во-первый — это рамка, окно, файл, слайд или презентация, страница этой книги или даже вся книга.

Во-вторых — формулировка задачи, набор исходных данных, техническое задание или упражнение, все это проявление разных фреймов. Они как правило включают в себя «всё» необходимое для решения или выполнения.

В третьих, нельзя забывать про время, которое может и всегда задает ограничения в проекте, история, полученный опыт, да и сама жизнь подходят под представление о фрейме и границах нашего мышления.

В конце концов, границы восприятия всего человечества позволили нам заглянуть вооруженным взглядом на миллиарды световых лет во все стороны и прийти к выводу, что мы чего-то не видим (например темную материю).

-2

Зачем мы смотрим?

Парадоксально, но если оттолкнуться от фрейма, то можно построить матрицу разных измерений, через которые проходит наше восприятие, чтобы задать повестку дня или поставить вопрос.

Само восприятие, я бы разложил в виде уровней пирамиды. В основании находится отсутствие восприятия, «слепота и глухота» к проблемам и просьбам. Здесь ничего личного: фрейма, ограниченность восприятия, фильтры, шоры и прочие элементы, которые сопровождают восприятие и будут представлены в следующей матрице.
На втором уровне созерцание, восприятие, объект или ситуация попал в поле зрение и здесь мы можем уже сфокусироваться и даже узнать объект, подключив весь свой опыт. Этот уровень ответов и приема информации, здесь мы не выбираем и не задаем вопросов.
На третьем уровне появляются вопросы, сомнения. В нужном ли направлении мы смотрим? Правильно ли мы определили границы ситуации? Достаточно ли точно мы сфокусировались? Кульминацией этого уровня становится вопрос: «А правильные ли вопросы мы задаем?». Казалось, что здесь можно остановиться, но только не в Гипермышлении.
Следующий шаг — это выдвижение гипотез и предположений, который сопровождается догадками и подключением воображения, когда вы становитесь не просто активным наблюдателем, а создаете, конструируете и форматируете, объекты наблюдения.
И вот мы добрались до вершины,
пятый уровень, куда не ступала нога человека. Это место где уже ответы не нужны, вопросов нет, а гипотезы не верифицировать. Остается только ловить инсайты, слушать голос свыше или переживать тотальное просветление.
Шестой, пока об этом рано говорить…

-3

Продолжение следует.
В следующем выпуске мы рассмотрим подходы к забытому искусству конспектирования...