Найти в Дзене
РискПром.РФ

Производство и парк грузовых автомобилей в РСФСР и РФ

Важнейшей  машиной для всего народного хозяйства страны (как и для  обороноспособности) является грузовой автомобиль.

Кадр из фильма "Ксения, любимая жена Фёдора", снятого в 1974 году кинорежиссёром Виталием Вячеславовичем Мельниковым
Кадр из фильма "Ксения, любимая жена Фёдора", снятого в 1974 году кинорежиссёром Виталием Вячеславовичем Мельниковым

Особое значение он  имеет в условиях России для сельского хозяйства. С конца 1960-х годов  производство грузовиков в РСФСР быстро росло и в середине 1980-х годов  вышло на уровень 700 тыс. машин в год. В ходе реформы произошло резкое  падение производства – в 5 раз. В 1999-2007 гг. наблюдалось  незначительное оживление производства. Динамика производства  представлена на Рис. 4- 1.

 Рис. 4- 1. Производство грузовых автомобилей в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Рис. 4- 1. Производство грузовых автомобилей в РСФСР и РФ, тыс. шт.

Примерно  также обстоит дело и с производством грузовых автомобилей с дизельными  двигателями – их выпуск с уровня 151 тыс. в 1990 г. сократился к 1998 г.  в 7 раз (Рис. 4- 2). В 2000 г. он составил 48 тыс. шт., в 2005 г. – 68,  в 2010 г. – 39, в 2015 г. – 26, в 2018 г. – 39 тыс. шт.

 Рис. 4- 2. Производство автомобилей грузовых с дизельными двигателями в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Рис. 4- 2. Производство автомобилей грузовых с дизельными двигателями в РСФСР и РФ, тыс. шт.

Из  экспортера грузовиков Россия реформирована в их импортера. Импорт  грузовых автомобилей в значительной степени стал компенсировать  пятикратный спад производства. Парк грузовых автомобилей вырос в РФ за  годы реформ более чем в 2 раза – с 2,7 млн в 1990 г. до 6,05 млн в 2013  г., а грузооборот упал к 1998 г. в 2,4 раза, но восстановлен к 2018 г на  уровне 86% от дореформенного, а объем перевозок в конце 2010-х гг.  находится на уровне середины 60-х годов прошлого века.

 Рис. 4- 3. Перевозки грузов и среднее расстояние перевозок грузовым автомобильным транспортом в РСФСР и РФ
Рис. 4- 3. Перевозки грузов и среднее расстояние перевозок грузовым автомобильным транспортом в РСФСР и РФ

В 2006 г.  импортировано 63,4 тыс. машин за 1,5 млрд долл., а на экспорт ушло 51,8  тыс. машин за 0,6 млрд долл. В 2010 г. и 2011 г. импортировано 59 и 109  тыс. грузовиков (за 1,84 и 3,51 млрд долл.), а экспортировано 13,4 и  20,4 тыс. (на 0,3 и 0,47 млрд долл.). В 2012 г. в Россию было  импортировано 122 тыс. грузовых автомобилей на сумму 3,8 млрд долл.  (произведено 212 тыс. машин), в 2013 г. – 89 тыс. на 2,9 млрд долл.  (произведено 209 тыс. машин), в 2015 г. – 22 тыс. на 0,8 млрд долл.  (произведено 128 тыс. машин), в 2018 г. – 26 тыс. на 2 млрд долл.  (произведено 157 тыс. машин). В 2018 г. на экспорт отправлено 15 тыс.  грузовиков на 0,37 млрд долл.

 Рис. 6- 1. Производство и парк грузовых  автомобилей в РСФСР и РФ: 1 – ежегодное производство, тыс. шт. (правая  шкала); 2 – парк грузовых автомобилей (включая пикапы и легковые  фургоны), млн шт.
Рис. 6- 1. Производство и парк грузовых автомобилей в РСФСР и РФ: 1 – ежегодное производство, тыс. шт. (правая шкала); 2 – парк грузовых автомобилей (включая пикапы и легковые фургоны), млн шт.

С началом  реформ быстро стал расти парк грузовых автомобилей. За первые десять лет  реформ число грузовиков (включая пикапы и легковые фургоны) выросло в  1,5 раза. В 2000-2001 гг. была произведена дополнительная переоценка  числа грузовиков, и с ее учетом за 1991-2017 гг. парк грузовиков вырос  более чем в 2,3 раз с 2,7 млн до 6,4 млн автомобилей. Особенно быстро  росло число личных грузовиков (почти на три порядка). Если на конец 1990  г. в собственности граждан находилось 4 тыс. грузовых автомобилей, то  уже в 1995 г. – 798 тыс., в 2000 г. – 1568 тыс., в 2005 г. – 2300 тыс., в  2010 г – 2950 тыс., в 2013 г. – 3547 тыс., в 2015 г. – 3789 тыс., в  2017 г. – 3926 тыс. грузовиков. Напротив парк грузовиков в организациях  автомобильного транспорта общего пользования сократился более чем в 9  раз, – за 1991-2010 гг. с 331 до 35 тыс. автомобилей (в 2013 г. 62  тыс.).

В  последние годы стабилизировалось быстрое старение пореформенного парка  грузового автомобильного транспорта отраслей экономики. Если в 1995 г.  возраст более 13 лет имели 10% грузовых автомобилей, то уже в 2000 г. –  22%, в 2005 г. – 44%, в 2009 г. – 45%. В 2005 г. находились в  эксплуатации более 10 лет 63% грузовиков, в 2010 г. – 64%, в 2015-17 гг.  – 61-62%.

Источник: Официальные статистические данные РСФСР и РФ на http://riskprom.ru/publ/43-1-0-439