«У меня память не такая, – сказала Алиса. – Я не могу вспомнить то, что еще не случилось».
А насколько хорошо и надолго запоминаете информацию вы? И хотели бы вы сделать свою память лучше?
Оказывается, для этого есть спец. методика – мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Это система способов облегчения запоминания и роста объема памяти. Простыми словами – система, которая помогает запомнить напобольше, напоскорее и наподольше )))
Вы удивитесь, но приемы мнемотехники может назвать любой человек, даже если ему кажется, что это такие вот простенькие, «доморощенные» приемчики. :)
Систематизируем те приемы, которые распространены и при этом просты в освоении, но оч эффективны.
1. Ритмизация – применение простеньких стишков, песенок (вот я, к примеру, до взрослого возраста запомнила правило написания дефисов, которому нас еще в 5-м классе учили: «-то, -либо, -нибудь – черточку поставить не забудь»))).
2. Употребление ярких, необычных образов (что часто делают рекламщики: нестандартные стили, необычные животные, непривычное применение повседневных вещей и проч.).
3. Аббревиатуры (так, все мы когда-то учили цвета радуги по приговорке «каждый охотник желает знать…»).
4. Созвучные слова (таким образом можно учить другие языки; скажу по своему опыту, например, что английское «sweet» («сладкий») я запоминала в созвучной паре «Светка(Sweet(ka))-конфетка»))).
5. Структурирование – связывание элементов запоминаемого материала на каком-то логическом основании в единые группы. Допустим, вы планируете сложный маршрут со многими пунктами назначения, а чтобы все их запомнить, мысленно расставляете по своей квартире все эти пункты.
6. Сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями.
7. Намечание плана (согласитесь, что разложенное по полочкам запомнить гораздо проще, чем хаотичное).
8. Смысловых главных пункты (а к этим основным «кочкам» все прочее уже само «привяжется»).
9. Зрительный образ (что сейчас довольно часто применяют в образовании… иногда даже слишком часто – упрощая содержание за счет чрезмерной наглядщины…).
10. Логический метод – выделение и запоминание логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами (допустим, чтобы не забыть людей, который вы наприглашали на вечеринку, вспомните связывающие их между собой отношения; знаете, как это было показано в шоу «Уральские пельмени»).
п. с. Впрочем, некоторые протестуют против того, что память надо «наращивать», «апгрейдить»: считают, что «долгая память – хуже, чем сифилис… особенно в узком кругу», и даже придумали свои методы - чтобы уметь вытеснять из памяти все ненужное и, так сказать, переполняющее объем. :)