Автозавод в рамках оборонного концерна ИжМаш с самого своего создания пытался конкурировать с монстром советского автопрома АвтоВАЗ. Инициатива министра Устинова столкнулась с идеей предсовмина СССР Косыгина о покупке готового завода в Италии. Мудрый генсек Брежнев разрешил развитие обоих направлений.
Но ижевский завод всегда немного отставал. Так произошло и в конкурсе на создание лёгкого внедорожника для сельской местности. Ориентация на базовую модель Москвич-412 подвела конструкторов в споре с концепцией одного из лучших автомобилей Европы, ставшего основой для Нивы.
Тем не менее, ижевский вездеход был неплох по замыслу. Модель получила индекс Иж-14. Задание партии было выполнено, и не вина инженеров молодого предприятия в том, что Нива оказалась лучше. Слишком неравными были силы.
Иж-14 получил существенно модернизированную подвеску, прочную и надёжную. Задние рессоры и сейчас выглядят более логичным решением. Трансмиссия автомобиля отличалась прекрасным решением раздаточной коробки, по своим возможностям превосходила нивовскую, да и вообще все, тогда существовавшие.
Единственный рычаг отвечал за включение заднего, переднего и полного привода, а также задействовал демультипликатор.
Типично легковой алюминиевый двигатель М412 был передовым по конструкции, но, к сожалению, мало соответствовал концепции езды вне дорог. Чугунный мотор Нивы подходил лучше.
Итог печален, Иж проиграл Ниве. Работы остановили, что стало с вазовским автомобилем знает весь мир, а ижевская разработка стала экспонатом музея.