Найти в Дзене
Коуч Людмила Прима

ЗНАМЕНИТЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Оглавление

Стэнфордский тюремный эксперимент

Самый, пожалуй, знаменитый. Проводился в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо на базе Стэнфордского университета. Зимбардо нанял нескольких студентов психфака для своего исследования: он изучал изменение человеческих реакций в условиях ограничения свободы. Организовали "тюрьму", и кто-то из студентов должен был стать тюремщиком, а кто-то заключенным (роли распределили случайным образом).

В общем, эксперимент оказался даже чересчур удачным и не продлился положенных 2 недель. И тюремщики, и заключенные мгновенно вжились в роль, наблюдались садистские наклонности у первых и эмоциональные расстройства у вторых, а самое главное - в Игру бессознательно включились и сами наблюдатели (Зимбардо и его ассистенты).

Считается, что данный эксперимент подтверждает следующее:

- люди склонны проявлять покорность или, наоборот, сильное рвение, когда присутствует оправдывающая их идеология;

- ситуативные факторы влияют сильнее личностных особенностей.

Эксперимент Стэнли Милгрема

-2

Проводился в 1963 году на базе Йельского университета. Милгрем, социальный психолог, в свое время заинтересовался историей концлагерей в нацистской Германии. Он хотел понять: как так вышло, что в организации и работе концлагерей участвовали немцы и не испытывали особых проблем?

Для добровольцев эксперимент был описан как исследование влияния боли на память, на самом же деле Милгрем изучал корни подчинения. Один из участников, "учитель", должен был зачитывать задания и проверять память "ученика". Если "ученик" отвечал неправильно, "учитель" должен был наказывать его, посылая электрический заряд, мощность которого возрастала с каждой ошибкой. На самом деле "ученик" был нанятым актером и удара током не происходило, но "учитель" про это не знал.

Естественно, бить током другого человека никому не нравилось, но Милгрем требовал от "учителя" продолжить, используя 4 нейтральные фразы по списку. Эксперимент завершался, если только "учитель" отказывался продолжать даже после четвертой фразы.

Результаты: 26 испытуемых из 40 продолжали увеличивать напряжение, пока сам Милгрем не давал распоряжение прекратить. Получается, что большинство участников подчинились указаниям руководителя и продолжали мучить другого человека.

Впоследствии эксперимент много и часто критиковали в прессе, и несколько раз повторяли - в основном в Европе, пытаясь разнообразить состав участников (разные расы, мужчины и женщины, разный уровень образования, а еще приводили людей, которые заранее ничего не знали про условия эксперимента и т.д.) Результаты каждый раз оказывались теми же.

Считается, что эксперимент Милгрема подтверждает: в нас очень сильно стремление подчиняться, и оно сильнее того дискомфорта, который возникает, когда мы наблюдаем страдания другого. Нормальные, обычные, взрослые люди могут зайти неизвестно как далеко, просто следуя указаниям авторитета.

Зефирный эксперимент

-3

Проводился несколько лет, с начала шестидесятых до середины семидесятых, Уолтером Мишелом, на базе Стэнфордского университета.

Ребенка заводили в комнату со столом, где стояла тарелка со сладостями (обычно маршмеллоу или печенье). Исследователь говорил: ты можешь съесть вкусняшку прямо сейчас, или подождать 15 минут, и тогда количество вкусняшек удвоится. Затем экспериментатор уходил, а дети:

- либо сразу съедали вкусняшки;
- либо держались 15 минут, но продолжали смотреть на вкусняшки и ждали;
- либо осматривали комнату, в которой были книжки, игрушки, конструкторы и прочее, и находили себе другое интересное занятие.

За судьбой детей Мишел следил, и выявил, что те дети, которые оказались способны дождаться отложенной награды, в целом устраивались по жизни лучше. Считается, что зефирный эксперимент подтверждает важность осознанных выборов и развитой силы воли.

Правда, в прошлом году эксперимент провели вновь и результаты не подтвердились. Оказалось, что на вероятность съедания вкусняшек оказывает влияние не сила воли и осознанность, как казалось, а уровень дохода. Дети из бедных семей просто не верили, что "когда-нибудь" настанет, и предпочитали малое, но удовольствие здесь и сейчас. Дети же из богатых семей и так были напичканы вкусняшками, и для них эта награда была не настолько значительной, чтобы проявить волевое усилие.

Эксперимент Розенхана

-4

Это мой любимый, оставила напоследок:) Проводился в 1973 году психологом Дэвидом Розенханом.

Эксперимент проводился в 2 этапа.

Испытуемые, психически здоровые люди, симулировали галлюцинации. Они обращались к разным психиатрам в пяти разных штатах, и жаловались на, условно, голоса в голове. Все испытуемые попали в психиатрические больницы и им всем был поставлен диагноз "шизофрения", за исключением одного участника, которому поставили маниакально-депрессивный психоз. Затем испытуемые начинали вести себя адекватно и говорили персоналу больницы, что уже чувствуют себя хорошо, и больше галлюцинаций у них нет. Однако ни один медработник психбольниц - от врачей-психиатров до обычных сестер - не смог опознать псевдопациентов. Напротив, они посчитали, что психическое заболевание у них прогрессирует и заставили принимать антипсихотики - это было необходимое условие, чтобы покинуть больницу.

Для эксперимента было важно, чтобы псевдопациенты выбрались из больниц сами, хотя на всякий случай им дали контакты юриста, если станет понятно, что дело совсем дрянь. Чаще всего пациентов выпускали примерно через месяц, заставив принимать антипсихотические препараты, но некоторые испытуемые оставались в больницах несколько месяцев.

Когда Розенхан опубликовал результаты эксперимента, ожидаемо вспыхнул скандал. Многие психиатры потрясали в воздухе своими дипломами и клялись, что уж у них-то такого быть не может никогда! Администрация одного из самых известных психиатрических заведений страны вызвала его на дуэль, то есть, простите, на проверку. Присылайте, сказали, ваших псевдопациентов, мы их враз выявим.

Розенхан согласился на вторую часть эксперимента. Он сказал, что в течение трех месяцев будет отправлять своих испытуемых в данную больницу. За это время в больницу обратилось 193 потенциальных больных, администрация определила среди них 41 симулянта. На самом же деле Розенхан вообще никого не присылал.

Выводы очевидны:

- из-за профессиональной деформации психиатры на самом деле не способны отличить здоровых от нездоровых, потому что всех рассматривают сквозь призму ненормальности;
- если тебе однажды поставили психиатрический диагноз, никто в нем больше не усомнится;
- любые твои действия будут трактоваться в подтверждение диагноза (например, одна медсестра, увидев, как псевдопациент что-то пишет в блокноте, решила, что это патологическая графомания).

Однажды шизофреник - навсегда шизофреник, короче.

Так же Розенхан поставил под сомнение существующую диагностику шизофрении, однако здесь психиатры логично возразили, что ведь псевдопациенты действительно симулировали симптомы. Если бы перед терапевтом симулировали симптомы гриппа, результаты были бы теми же.

Людмила Прима
коуч личных достижений