Иосиф Виссарионович Сталин, безусловно, личность неординарная. Кто-то его называет "отцом народов", обеспечившим победу СССР в Великой Отечественной войне, кто-то - жестоким тираном, уничтожившим миллионы людей.
Как бы там ни было, именно под руководством Сталина СССР создал свою мощнейщую промышленность, из-за которой потом в течение долгих лет болела голова у отдельных людей в США. Именно при Сталине появились автозаводы ГАЗ, УАЗ, МАЗ, а также были значительно модернизированы существующие: АМО (ЗИС), ЯАЗ и др.
Сегодня мы рассмотрим пару легенд, связывающих вождя с историей отечественного автомобилестроения.
Это "Победа"!
Серийное производство автомобилей "Победа" ГАЗ-М20 стартовало в 1946 году. Однако опытные машины строились еще в ходе Великой Отечественной войны, с 1944 года.
Достоверно известно, что первоначально новую машину планировалось назвать "Родиной".
Существует легенда, согласно которой в процессе демонстрации прототипа "Родина" Сталину, вождь хитро ухмыльнулся и спросил: "И почем Родину продавать будете?". После этого название пришлось изменить на "Победу". Согласно той же легенде, Сталин прокомментировал и новое название: "Невелика победа, но пусть будет так".
К сожалению, никаких документальных свидетельств этих реплик не осталось. Скорее всего, история является вымыслом, а название было изменено по иным причинам.
Нужно больше дверей!
Москвич-400 - первый автомобиль марки "Москвич". Это первая машина, которая появилась в свободной продаже для "обычных" советских людей.
Автомобиль представлял собой четырехдверный седан малого класса.
Конструктивно "четырехсотый" повторял немецкий Opel Kadett, который выпускался в 1937-1940 годах в Германии.
Существует легенда, согласно которой "Москвич" был создан двухдверным, "по примеру Opel Kadett". Когда машину демонстрировали Сталину, он сел рядом с водителем и сказал директору завода: "Садись и ты, дорогой". Однако для того, чтобы директор сел на задний ряд, требовалось поднять Сталина и откинуть спинку пассажирского сиденья. История завершилась благополучно: вождь вышел из машины и по-доброму сказал директору: "Сделай, чтобы людям было удобно" - и уехал. Так Москвич-400 стал четырехдверным.
Однако эта легенда не имеет ничего общего с действительностью: для производства в СССР изначально был выбран четырехдверный вариант Opel Kadett (немецкая машина выпускалась как в двухдверном, так и в четырехдверном исполнениях). Двухдверный вариант был сразу отклонен из-за неудобства посадки пассажиров на задние сиденья.
А какие легенды о советских автомобилях знаете вы?