Найти тему
АвтАвиА

Две легенды о Сталине и советских автомобилях

Оглавление

Иосиф Виссарионович Сталин, безусловно, личность неординарная. Кто-то его называет "отцом народов", обеспечившим победу СССР в Великой Отечественной войне, кто-то - жестоким тираном, уничтожившим миллионы людей.

Как бы там ни было, именно под руководством Сталина СССР создал свою мощнейщую промышленность, из-за которой потом в течение долгих лет болела голова у отдельных людей в США. Именно при Сталине появились автозаводы ГАЗ, УАЗ, МАЗ, а также были значительно модернизированы существующие: АМО (ЗИС), ЯАЗ и др.

Сегодня мы рассмотрим пару легенд, связывающих вождя с историей отечественного автомобилестроения.

Сталин возле лимузина ЗИС-101
Сталин возле лимузина ЗИС-101
Еще одно фото
Еще одно фото

Это "Победа"!

Серийное производство автомобилей "Победа" ГАЗ-М20 стартовало в 1946 году. Однако опытные машины строились еще в ходе Великой Отечественной войны, с 1944 года.

"Победа". Один из прототипов 1944-1945 годов
"Победа". Один из прототипов 1944-1945 годов

Достоверно известно, что первоначально новую машину планировалось назвать "Родиной".

Существует легенда, согласно которой в процессе демонстрации прототипа "Родина" Сталину, вождь хитро ухмыльнулся и спросил: "И почем Родину продавать будете?". После этого название пришлось изменить на "Победу". Согласно той же легенде, Сталин прокомментировал и новое название: "Невелика победа, но пусть будет так".

ГАЗ-25 "Родина". Один из первых прототипов 1944 года
ГАЗ-25 "Родина". Один из первых прототипов 1944 года

К сожалению, никаких документальных свидетельств этих реплик не осталось. Скорее всего, история является вымыслом, а название было изменено по иным причинам.

ГАЗ-М20 "Победа". Серийная машина 1946-го года
ГАЗ-М20 "Победа". Серийная машина 1946-го года
ГАЗ-М20 "Победа". Серийная машина 1949-го года
ГАЗ-М20 "Победа". Серийная машина 1949-го года

Нужно больше дверей!

Москвич-400 - первый автомобиль марки "Москвич". Это первая машина, которая появилась в свободной продаже для "обычных" советских людей.

Автомобиль представлял собой четырехдверный седан малого класса.

Москвич-400
Москвич-400

Конструктивно "четырехсотый" повторял немецкий Opel Kadett, который выпускался в 1937-1940 годах в Германии.

Двухдверный Opel Kadett (K38)
Двухдверный Opel Kadett (K38)

Существует легенда, согласно которой "Москвич" был создан двухдверным, "по примеру Opel Kadett". Когда машину демонстрировали Сталину, он сел рядом с водителем и сказал директору завода: "Садись и ты, дорогой". Однако для того, чтобы директор сел на задний ряд, требовалось поднять Сталина и откинуть спинку пассажирского сиденья. История завершилась благополучно: вождь вышел из машины и по-доброму сказал директору: "Сделай, чтобы людям было удобно" - и уехал. Так Москвич-400 стал четырехдверным.

Однако эта легенда не имеет ничего общего с действительностью: для производства в СССР изначально был выбран четырехдверный вариант Opel Kadett (немецкая машина выпускалась как в двухдверном, так и в четырехдверном исполнениях). Двухдверный вариант был сразу отклонен из-за неудобства посадки пассажиров на задние сиденья.

Четырехдверный седан Opel Kadett (K38)
Четырехдверный седан Opel Kadett (K38)

А какие легенды о советских автомобилях знаете вы?

Авто
5,66 млн интересуются