Задача: Грузовику предстоит проделать путь в 40 км. При скорости 40 км/ч этот путь займёт у него 60 минут. Не применяя математических формул, основываясь на своих ощущениях, оцените сколько времени займёт это же путь, если скорость грузовика будет 50 км/ч? 60 км/ч?80 км/ч?
В 2009-2010 годах активно исследовался феномен предвзятости относительно экономии времени (time-saving bias) - одно из когнитивных искажений, из-за которого люди склонны недооценивать экономию времени в результате увеличения относительно низкой скорости и переоценивать экономию времени в результате увеличения относительно высокой скорости.
Существует формула для расчёта экономии времени, которая показывает, что увеличение низкой скорости сэкономит времени больше, чем увеличение высокой.
Простым языком: расстояние 10 км со скоростью 10 км/ч мы проедем за час. Со скоростью 20 км/ч, в два раза быстрее - за 30 минут. На 30 км/ч это же расстояние мы преодолеем за 20 минут, то есть экономия будет только 10 минут. Далее, чем выше будет скорость, тем меньше разница в сэкономленных минутах.
На скорости 70 км/ч расстояние в 10 км будет преодолено за 8.6 минут, а на скорости 100 км/ч за 6 минут. То есть прибавляя скорость на 30 км/ч мы выигрываем чуть больше двух минут, а тормозной путь при этом увеличится пропорционально квадрату скорости.
В ходе одного из исследований проводился опрос среди 73-х водителей обоих полов, в возрасте от 21 до 53 лет, со стажем вождения от года до 34 лет. Им был предложен тест, в который были включены 8 вопросов подобные тому, который вы прочитали в самом начале. В каждом вопросе участникам предлагалось оценить как изменится время, за которое может быть проделан путь, если скорость будет выше в случае с относительно высокой скоростью, или ниже, если скорость относительно низкая. Вместе с этим участники отвечали на вопросы про их стиль вождения, количество ДТП, нарушений, штрафов и т.д. Результаты показали, что те водители, которые сильнее заблуждались касательно экономии времени были склонны к агрессивному вождению и превышениям скоростного режима.
Зачем нам все это знать?
Увеличение скорости с 60 до 100 км/ч в условиях города не даёт преимущества. Увеличение скорости с 80 до 120 км/ч на трассе не даёт преимущества, если только не считать преимуществом ~10 минут выигранного времени на 100 км пути.
На городских улицах, где через каждые 300 метров светофор, пешеходный переход, или затор, превышение скорости никаким образом не доставит вас быстрее из точки А в точку Б. Рывки со светофора, хаотичные перестроения, всевозможные нарушения не экономят время, а только добавляют ненужной водителю суеты и нервозности. Если вы опаздываете, но вынуждены катиться в потоке, выгоднее будет выдохнуть и расслабиться. Даже если вы «притопите» и пролетите этот светофор на желтый, вы встанете на следующем, начнете нервничать, вам будет казаться, что вы теряете время и надо наверстать. Со светофора вы опять рванете, перестроитесь влево, вклинитесь вправо, подрежете, повернёте третьим рядом, ударите по тормозам, потом опять резко газ. Если вы достаточно внимательны и удачливы, вы доедете без аварии, и может быть даже на две минуты быстрее.
Но у хорошего водителя нет задачи ездить быстро, его задача ездить безопасно. Снижение скорости в городе даст вам возможность двигаться плавно, экономить топливо, время, нервы, и не идти на неоправданный риск.