До Ростова добралась на колхозной подводе, которая везла в Ростов зерно на базар. От Ростова до Ейск сделала несколько пересадок. На базаре ей удалось найти людей, возвращавшихся, после распродажи своих продуктов в Азов, и туда она доехала благополучно. А от Азова до Ейска добиралась долго и трудно. Она вышла на дорогу и стала ждать попутных подвод. Её подвозили на небольшие расстояния, потом она вновь стояла и ждала другие попутные подводы. По аналогу теперешнего автостопа, можно сказать, что добиралась Фрося конестопом и волостопом. Лошади и волы – вот распространённый транспорт того времени.
Немало пришлось и пройти пешком. Шла и думала об обратной дороге, ведь возвращаться из Ейска она будет с дочкой.
А вокруг просыпалась природа. Весна уже чувствовалась вовсю, хотя кое где и лежал ещё снег. Проезжая мимо деревень можно было увидеть возле скворечников скворцов. Скоро прилетят и ласточки и другие птицы. Своим пением они окончательно разбудят природу. В полях начнётся весенний сев.
Фрося вспомнила, как с нетерпением они ждали посевную в своих Салантарях, как работали все не покладая рук. От темна и до темна. На отдых времени не оставалось. Но они и не расстраивались по этому поводу. Известно, что весенний день год кормит. Всё в их хозяйстве было налажено, все дела спорились.
Ровно год назад Фрося возвращалась в слободу из Петровки, от Усти. Как она там поживает? Хорошая женщина, скучает по ней Фрося, как по родной. Надо заехать на обратной дороге, если получится.
Наконец, после трудной дороги Фрося попала в детский дом. Как же выросла и повзрослела за эти полтора года её Нюся! И как она обрадовалась матери!
- Тебе плохо здесь было? - спросила Фрося.
- Нет, мама, мне хорошо тут было, но я соскучилась по дому, по вам с Нюрой.
По дому… Фрося вздохнула. Где же теперь их дом будет? Знала, что их усадьбу заняло правление одной из бригад колхоза.
Пока оформляли необходимые документы для того, чтобы можно было забрать Нюсю из детского дом, Фросю поселили в комнату кухарки тёти Маруси. Нюся тоже была рядом и не отходила от матери ни на шаг. Но после отбоя за ней пришла воспитательница и велела идти спать.
Фрося видела, что тётя Маруся хотела с ней поговорить, расспросить обо всём, но она была очень уставшая и уснула сразу же, как ушла Нюся. А утром она встала рано и предложила тёте Марусе взять её на кухню, чтобы помочь приготовить завтрак детям.
- Вот и хорошо, - обрадовалась тётя Маруся, - обед и ужин мне дети помогают готовить, а перед завтраком они ещё спят, мне жалко их будить так рано.
Кухня занимала большое помещение. Печек было две. Одна предназначена для приготовления еды, на второй грели воду для купания, умывания и чая. Возле стен стояли деревянные стеллажи с различной посудой. К приходу кухарки истопник дядя Миша растопил обе печки, и на одной уже грелась вода в большом чане.
- Ну, вот, печки готовы, и мы с тобой быстро всё приготовим, - сказала тётя Маруся, - Ты готовь тесто для оладей, а я пойду коров подою. У нас их две, Зорька и Марта.
Кухарка показала, где находятся продукты и ушла. Фрося быстро справилась. Оладьи у деда Корнея она делала часто, только такой белой муки, как здесь, она давно уже не видела. В последние годы все в Большой Крепке хлеб и всё остальное пекли из муки грубого помола с добавлением отрубей.
Подоив коров, тётя Маруся принесла молоко на кухню, стали готовить овсяную кашу. - На завтрак у нас будет овсяная каша и оладьи с молоком. Позавтракают, и сразу я приступаю к подготовке обеда. Сегодня готовим суп с галушками. Галушки ещё вчера дежурные девочки – воспитанницы приготовили. Мы их всему учим. Старшие могут и корову подоить, и борщ готовить и вареники лепить. Хорошие девчата, ничего не могу сказать плохого про них. Стараются. И твоя Нюся молодец! Когда она на кухне, то я могу и отлучиться по другим делам, знаю, что и сама сделает всё, и за другими проследит. Младшенькие у нас только картошку чистят, овощи моют да посуду после обеда.
- Это хорошо, что всему учите, - согласилась Фрося, - девочкам это надо.
- А как же! Всё в жизни пригодится им. А ты вчера так быстро уснула, что и рассказать о себе ничего не рассказала. Наверное, устала в дороге? - с некоторым укором спросила тётя Маруся.
- Ох, и устала я вчера, сил моих не оставалось после дороги, - ответила Фрося, - Не всегда подводы попутные попадались, много и пешком пришлось идти. А теперь вдвоём будем возвращаться, вот и думаю, хватит ли сил у моей дочки. -
А ты что не на поезде приехала? – удивилась тётя Маруся.
- На каком поезде? Тут поезд есть? Я не знала, что можно доехать на поезде.