Мой отец погиб, когда мне было 3,5 года. С 6 лет меня воспитывал отчим и самое непонятное для меня было, что он не общался со своими двумя детьми от первых жен, но воспитывал нас – троих, совершенно не «родных» ему биологически.
И этот вопрос меня мучил много лет, когда я наблюдала семьи, в которых мужчина растил «чужих» детей, а своим даже алименты не платил – будто бы их нет в его жизни.
Недавно я прочла книгу Луиджи Зойя «Отец».
Зойя говорит нам, и я склонна с ним согласиться, что:
«Быть матерью – это значит естественно сохранять свое положение родительницы, зачавшей и выносившей ребенка, и после его рождения». То есть Мать – это естественное состояние. И оно подтверждается культурой. Например, при разводе в большинстве случаев дети остаются с матерью.
«Быть родителем мужского пола и быть отцом – это, с самого начала, две отдельные и разные роли». Слышали же пословицу «Отец – не тот, кто зачал, а тот, кто воспитал»?
Как появился Отец? Зойя предполагает, что самец начал становиться Отцом в тот момент – когда начал заботиться о самке и детеныше, то есть начал кормить их.
И Отец – это нечто преднамеренное, добровольное, это воля. Мужчина сознательно становится Отцом. Папой его делает сперма, а вот Отца он может в себе взрастить.
В отношении каждого ребенка, Отец принимает новое «усыновление».
Есть знакомый бизнесмен и у него пятеро детей. Отцом он стал только для младшего сына, которого растит свои преемником. Для остальных он отличный папа – он возит их отдыхать, общается с ними, помогаем им. Но с младшим он проводит больше своего времени и лишь ему позволяет вникать в свои дела.
Мать – это естественное состояние и инстинкты помогают нам растить своих детей.
Отец – состояние культурное, искусственно созданное. Но от этого не менее важное.
Мать учит ребенка любить этот мир, радоваться ему. Отец учит как преобразовывать этот мир, объясняя зачем делать так или иначе. Он учит извлекать смыслы.
Сейчас всё меньше становится Отцов, да и папы куда-то исчезают…