Найти в Дзене
АртовПортал

Натюрморт – острое блюдо на любителя… Часть 2(изостудия в Пушкино МО)

Но, появление натюрморта в России не стало для жанра путем легкого движения по пути развития. Почти сто лет понадобилось на осознание того, что натюрморт не третьесортный жанр искусства, а пожалуй, один из ярких и основных в рассказе об истории, людях, жизни. Для понимания и раскрытия образа, окружения человека, его повседневного ритма жизни, чувств, радостей и трагедий.

А.Г. Венецианов (1780 – 1847 гг.) – великий русский живописец, мастер жанровых сцен крестьянской жизни. Преподаватель Петербургской академии художеств, основатель авторской школы, получившей в истории название «Венециановской» школы живописи. Он не писал собственноручно натюрмортов, он писал сюжет с включенным в него натюрмортом. Это нововведение стало определяющим, натюрморт перестает быть декоративной картинкой, а становится предметным свидетельством бытия человека. А самостоятельные натюрморты писали его ученики, отрабатывая композиционные и цветовые элементы в произведениях. Натюрморт в сюжетной живописи становится не элементом работы, а самостоятельным композиционным решением времени, определяющим сюжетную линию работы.

-2

Картина «Отражение в зеркале» - натюрморту определено, пожалуй, главное место в работе. Хотя сама работа о беседе двух женщин, которые отражаются в зеркале. А перед зеркалом сундучок, нитки, булавка, ножницы, игла в подушке и ткань… Вполне простой сюжет, обыденный, мимо которого можно пройти и не заметить, но, в кисти мастера это рассказ о времени, вещах, быте XIX века.

Натюрморт с бутылками, рюмками, стаканом, трехзубой десертной вилкой, сыром и колбасой в простой тарелке, все предметы уравновешены открытым спичечным коробком, небрежно брошенным на стол с правой стороны … легко и просто, и глубоко по смыслу…

-3

Гитарист-бобыль в исполнении В.Г. Перова. Сюжетная работа о жизни с ее пороками, слабостями и сильными, яркими сторонами одновременно. И вот тут-то натюрморт превращает работу в изюминку большого рассказа о человеке, или даже, о целом пласте людей позапрошлого века, ..

фрагмент работы "Гитарист-бобыль"
фрагмент работы "Гитарист-бобыль"
-5

«Свежий кавалер», П.А. Федотова, работа сюжетная, с трагедий и помпезностью, рассказ о «веселых» днях, изобилует натюрмортами, работающими на сюжет, словно прилагательные в сочинении школьника, они меняют окрас чувств, от гротеска до трагедии. Вот такая она жизнь при посредничестве натюрморта…

фрагмент работы П.А. Федотова "Свежий кавалер"
фрагмент работы П.А. Федотова "Свежий кавалер"

Таким образом, понятно:

Цель жанра натюрморт определяется просветительским влиянием на зрителя через логически-смысловую взаимосвязь предметов (мы это определили в первой части рассказа).

Задачи в походе к Цели:

1.Создание декоративности настроения в архитектуре

2. Поддержка выражения идеи/темы произведения.

Целое кино в одной картинке.

Литература:

И.Н. Пружан, В.А. Пушкарев «Натюрморт в русской и советской живописи», «Аврора», Ленинград, 1976

Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов «Рисунок, живопись, композиция», «Просвещение», Москва, 1989

Продолжение следует,

Текст Е.Артовой

художник, исследователь, преподаватель Елена Артова.