Любовь... Что может быть прекраснее? Что может быть сложнее? Что можно назвать более непредсказуемым? Попытками объяснить, чем является это великое чувство, с древних времён занимались философы, общественные и религиозные деятели, литераторы, учёные. Кто-то называет любовь даром Богов, кто-то – проклятием. Скептики готовы спорить до хрипоты о том, является ли это чувство проявлением неких физических или химических закономерностей. Медики, которые, как известно, относятся к числу самых больших циников на планете, и вовсе включили «любовь» в классификацию психиатрических заболеваний. Но факт остаётся фактом: именно любовь управляет нашей жизнью. Делает её счастливой или несчастной. Дарит удовлетворение и погружает в пучины отчаяния.
Наверное, нет смысла совершать очередную попытку докопаться до самой сути любви и разложить по полочкам то, что не сумели разобрать на составляющие величайшие умы Земли за многие века. Гораздо продуктивнее спросить, чем является любовь в представлении обычного человека, живущего здесь и сейчас. Современный поэт Сергей Скудаев, автор сборника стихотворений «Просто хочется...», рассказывает о том, как и когда впервые испытал нежные чувства и какой след эти переживания оставили в его душе:
«Моя первая девушка была очень красивой. Она была нашей соседкой, и ей было 18 лет, – улыбается писатель. – К сожалению, я совсем её не помню, потому что мне было всего два года. Она сидела со мной, когда родители были на работе. Это мама сказала, что она была очень красивой. Если бы это сказал мужчина, можно было бы подумать, что она была sexy, но раз это сказала женщина, значит, это действительно было так. Хотя я её не помню, её образ, несомненно, оказал на меня большое влияние, потому что любые впечатления, полученные в раннем возрасте, важны – они влияют на образование нейронных сетей и на формирование нашего мозга. Может быть, это из-за неё я начал писать стихи ещё в детском возрасте.
Позже у меня были другие девушки. Одно время я жил у бабушки. У неё был большой дом на окраине Сретенска. Одну комнату она сдавала трём студенткам какого-то техникума. Я помню, что они были хорошенькие, потому что тогда мне было уже около пяти лет.
Старшие люди помнят, как когда-то все писали деревянными ручками с металлическим наконечником, куда вставлялось перо. Я помню, как девушки совали эти ручки в печку с горящими углями, а потом накручивали на металлическую часть свои волосы. Бигуди в то время, по-видимому, не были распространены в таком количестве, и они использовали ученические ручки.
Я не был вредным ребёнком, и они любили меня, часто играли со мной. Иногда они в шутку спрашивали, кого из них я возьму в жёны, и я вполне серьёзно отвечал им. Это их очень веселило, и они бросались меня обнимать.
Когда мы переехали в Иркутск, сначала снимали половину частного дома, а потом нам дали маленькую неблагоустроенную квартиру в деревянном здании с тремя подъездами, в каждом было по две-три квартиры. Тем летом я перешёл в четвёртый класс. В те времена 31 августа в школах проводилась линейка, на которой учеников распределяли по классам и сообщали им, в какой смене они будут учиться.
В этот день я вышел из дома, чтобы пойти в школу, и увидел на завалинке нашего дома девочку. Она была в тёмной школьной форме и в белом фартуке. Она показалась мне очень красивой, и я влюбился с первого взгляда. Потом мы познакомились, и у нас были очень хорошие отношения»...
Стоит ли относиться к подобным переживаниям с улыбкой или нужно воспринимать их всерьёз? Вот вопрос, который отчего-то не волнует большинство родителей, в то время как именно в детстве происходит закладка всех основных инстинктов и формируются модели поведения на всю жизнь. И это утверждение Сергея Скудаева, который начинает беседу о любви с описания самых ранних эмоций, вовсе не является голословным. Писатель по образованию физиолог, а значит, может многое поведать о том, как устроен человеческий мозг. Не значит ли это, что, говоря о первой любви, мы должны вспоминать не подростковую страсть, которая, подобно взрыву, уничтожает наивные иллюзии, созданные сказками, а именно робкое, несмелое увлечение, обычно испытываемое задолго до этого апокалипсиса?
В любом случае, детство проходит. То, что было пережито, остаётся в прошлом. А жизнь стремительно несётся вперёд. Мальчики превращаются в мужчин, вступают в отношения и постепенно укрепляются в определённом мнении о том, есть ли любовь в подлунном мире или только страсть, возникает ли она с первого взгляда или рождается постепенно, с течением времени.
«Существует ли любовь с первого взгляда? – задумчиво рассуждает Сергей Скудаев и тут же обращается за помощью к работам учёных. – Известный этолог Конрад Лоренс изучал, почему птенцы в гнезде прячутся, когда над деревом пролетает хищная птица, и не реагируют, когда пролетает какая-нибудь утка. Он вырезал из картона различные силуэты птиц и пронёс над гнездом. Оказалось, что птенцы прячутся, если у птицы длина головы и шеи меньше длины хвоста, и не прячутся, если голова и шея длиннее хвоста. Всё остальное не имело значения.
То есть, по Лоренсу, инстинкт запускается простым набором стимулов.
Половой инстинкт является более сложным, но он тоже, я думаю, запускается набором каких-то простых стимулов.
Проводились такие исследования. Группе парней давали надеть футболки, а потом эти футболки передавали девушкам и спрашивали, какая из футболок имеет наиболее приятный запах. У всех испытуемых брали на анализ ДНК. Выяснилось, что чем больше отличается ДНК парня от ДНК девушки, тем более приятен ей его запах.
Однако физическое притяжение – это ещё не любовь, возразите вы, и будете правы. Но ведь и дружба тоже бывает с первого взгляда. Удивительно, но, встречаясь с новым человеком, мы каким-то образом чувствуем, что он умный или дурак, даже если он почти ничего не сказал.
Я думаю, что мы узнаём человека не по тому, что он говорит, а по тому, что он не говорит».
И всё-таки, физика или химия? Связь свыше или животный инстинкт? Сергей Скудаев полагает, что любовь – слишком сложная субстанция, чтобы рассматривать её как нечто монокомпонентное. Только понимая, как много всего замешано в этом чувстве, можно надеяться сохранить отношения на долгие годы.
«Любовь – это прежде всего, – убеждён писатель. – Конечно, для любви одного физического притяжения недостаточно, нужно, чтобы были примерно одинаковые ценности, соизмеримый уровень культуры и интеллекта, тогда отношения будут длительными, может быть, на всю жизнь.
Одним из принципов нашего мозга является условный рефлекс, то есть сочетание какого-то раздражителя с положительными или отрицательными эмоциями. Если точнее, раздражитель откладывается в нашей памяти и становится триггером положительных или отрицательных эмоций.
В процессе совместной жизни партнёры неизбежно причиняют друг другу и радость, и боль, поэтому они являются друг для друга условными раздражителями и любви, и ненависти, и условные рефлексы любви и ненависти со временем становятся крепче... В конце концов, всё зависит от того, что преобладает...»
Если любовь – прежде всего, значит ли это, что и верность должна быть безусловной? Многие мужчины готовы поклясться, что являются созданиями полигамными по определению и даже не пытаются бороться со своими слабостями. Никакие социальные или религиозные запреты, никакие наказания или порицания не способны перекроить их психологию и изменить образ жизни. Почему так происходит? Всегда ли? Или есть шанс на сказочное «долго и счастливо», когда двое живут до старости и умирают в один день?
«Часто можно услышать, как мужчины говорят, что они существа полигамные, – соглашается Сергей. – У меня нет строго научных данных, чтобы подтвердить или опровергнуть эту истину. Может, это действительно так, а может, те, кто это говорит, просто хочет оправдать свою распущенность. Действительно, мужчине могут нравиться одновременно несколько женщин. У меня есть такое шуточное стихотворение:
* * *
Нет на свете печальнее доли,
Чем остаться в отделе без Оли.
И так тяжко вздыхать беспрестанно,
Если в нём не присутствует Анна.
Будто сердце разбитое вынут
У меня, если обе не выйдут.
Но то, что ему нравятся сразу несколько женщин, никак не отражается на его отношении к той единственной, которую он любит.
У меня есть такое высказывание: «Невозможно оказаться вдвоём на необитаемом острове одновременно со всеми хорошенькими женщинами».
Когда моя жена уехала в Америку, а я все ещё оставался в России, на противоположной стороне земли, у меня написалось такое стихотворение:
* * *
Я лежу на тахте и смотрю в потолок,
На гряду облаков – облупилась извёстка.
Я почувствовал вдруг, что совсем одинок,
Нет желаний – застыл, будто вылит из воска!
Далеко, далеко, далеко подо мной,
Где железная статуя чьей-то свободы,
Шевеля облака, виснет вниз головой,
Ты идёшь не ко мне, возвращаясь с работы.
Дорогие шаги – я их слышу спиной...
Я не верил гадалкам и в бред экстрасенсов.
Далеко, далеко, далеко подо мной
Ты проходишь в толпе, и моё ноет сердце...»
Спорить с тем, какую роль любовь играет в жизни, совершенно невозможно. Однако трудно отрицать и тот факт, что из столетия в столетие представления о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о правильном и недопустимом, менялись. Более того, взгляды разнятся от страны к стране, что нередко превращается в камень преткновения в межнациональных браках. Сегодня на повестке дня стоит вопрос об эмансипации и феминизме. Это движение началось более ста лет в западных странах и всё увереннее охватывает весь земной шар, постепенно пробираясь и в патриархальное русское общество. О том, чем на данный момент отличается взгляд мужчин на женщину в России и Америке, говорит Сергей Скудаев, как человек, близко знакомый с культурами обеих стран:
«Отношение к женщине в России и в США отличается, но не в том смысле, что где-то оно лучше, а где-то хуже. Эта разница сложнее, и её трудно сформулировать.
В русских народных сказках Василиса была Премудрая, а Иванушка – дурачок...
И даже если в сказке не говорилось, что он дурачок, акцент всё равно делался на том, что главный положительный герой-мужчина – сильный и добрый, тогда как главная положительная героиня-женщина – красивая и умная.
Я не знаю, читают ли дети сказки сейчас, но, когда я был ребёнком, сказки были популярны, и они могли оказать влияние на сознание малыша и, в будущем – на его отношение к женщине. В результате в производственной сфере женщины в России уважаемы наравне с мужчинами.
Но в личной сфере мужчины могут не считаться с женщинами. Например, если среднестатистический мужчина хочет женщину, он начинает к ней приставать, и это не считается «преступлением».
В Америке отношение к женщинам другое. Там люди не читали сказок про Василису Премудрую, поэтому женщина может иметь меньшую зарплату, чем мужчина, если они занимают одну и ту же должность. Но поскольку Америка – это страна адвокатов, то среднестатистический мужчина не будет приставать к женщине – это будет расцениваться как sexual harassment, и у него могут быть большие проблемы.
В результате в Америке женщины становятся феминистками, чтобы бороться за свои права на производстве, а в России – чтобы бороться за свои права в быту».
Любовь... Слово, которое само по себе заставляет сердце биться чаще. Какой она будет? Когда возникнет? Чем закончится? Вопросы, вопросы, вопросы... Ответов столько же, сколько людей живёт на планете. Возможно, пришла пора прекратить искать закономерности и позволить себе просто жить, радоваться мгновению, мечтать и, конечно же, ЛЮБИТЬ!