О качестве российской сборки слагают легенды. У нас так принято самих себя обхаить с ног до головы. Мол руки кривые, не из того места растут, всё молотком да кувалдой делается и так далее.
Отчасти я с этим согласен. Сам работал на заводе, у меня знакомые работают на заводах, где делают пластик, фары, фильтра, резинки и прочее. За рюмкой чая или кружкой кваса мы разговариваем и они рассказывают, что творится на заводах. Как сырья иногда не хватает и приходится подмешивать компоненты плохого качества, как, чтобы выполнить заказ, приходится иногда отправлять на автомобильный конвейер бракованные детали в надежде, что там не заметят. Как японские роботы и станки русские женщины (на заводах в основном женщины работают, мужчин мало) чинят с помощью молотка и крепкого словца и так далее.
В общем, понаслушаешься всего этого и не захочется покупать машину российской сборки.
Только на деле оказывается всё не так уж и плохо. Заводы по производству автокомпонентов (на которых работают мои рассказчики-информаторы), как правило, российские. Управляющие там русские и всё устроено по-русски. Вот поэтому и беспредел такой творится.
На заводах иностранных компаний такого нет, потому что у Toyota или Ford, или любой другой крупной иностранной компании одинаковые требования и стандарты качества для всех заводов в мире. Система выстроена таким образом, что машины с разных заводов должны быть одинакового качества. Должны. Но как на самом деле?
На самом деле так и есть. Система контроля, мотивации, поощрений и наказаний выстроена так хорошо, что контроль качества не проходят те бракованные детали, которые прислали подрядчики, чтобы выполнить план. Все важные производственные задачи типа сварки, штамповки, покраски и так далее делают роботы, человеческий фактор минимален.
Одно время, когда в Россию только начали приходить иностранные компании и строить в России заводы, люди боялись покупать машины отечественной сборки, были сомнения в качестве (все помнили о недокрученных и вбитых молотками болтах на ВАЗе и ГАЗе). Сначала скептически относились к Hyundai Accent, который собирали на ТагАЗе, потом с осторожностью покупали Ford, Nissan, Toyota и так далее.
Помню как многие выбирали универсалы Пежо 308 SW и Ford Mondeo вместо седанов, лишь бы не покупать машину российской сборки. Да и сейчас многие предпочитают переплатить за BMW немецкой сборки, чем покупать машину, собранную в Калининграде. А история о том, как на Audi упал спрос из-за того, что её собирали в Калуге?
Сильны в России стереотипы.
Но вот прошло уже немало лет и можно делать выводы. Ford Focus II испанской сборки ничуть не лучше российской. Есть мнения экспертов о том, что на российских Фокусах краска держится даже лучше из-за чуть более современного оборудования.
Российские Пежо оказались не менее надежными, чем французские. К тому же российские машины были адаптированы к российским зимам, а французские нет.
А ещё проводили такой эксперимент: ставили перед экспертом Qashqai российской и английской сборки, предлагая найти отличия в качестве. Отличий не было.
В общем, я склонен верить тому, что на российских заводах собирают качественно, не хуже, чем на других заводах. Однако народ в объявлениях о продаже подержанных машин по-прежнему выдает иностранную сборку за некий плюс.
А вы что думаете по этому поводу? Может среди читателей найдутся люди, которые работают на автомобильных заводах и расскажут правду-матку в комментах?