Как известно, сани готовят летом, а вот зимние шины зимой. И это не оговорка. Это у нас подготовка к зиме сводится к "переобувке", в то время как шинные производители должны думать хотя бы на год вперед: что предложить рынку к следующему сезону?
На заводе Nokian Tyres во Всеволожске мы бывали уже не раз, поэтому проводить еще одну экскурсию не будем - предыдущий репортаж можно посмотреть по ссылке. Принципиально интересных для обычного потребителя изменений с 2017 года не произошло. Это все то же высокоавтоматизированное производство, в котором трудно угадать разгар рабочего дня из-за небольшого количество "живых" сотрудников. Современные линии, роботы-погрузчики, уровень оснащенности и просто сама организация производства по-прежнему вызывают легкое чувство восторга.
В этот раз вкратце "пройдемся" по цифрам, достижениям и планам компании. Просто для понимания масштабов происходящего: производственная мощность предприятия во Всеволожске составляет 17 млн шин в год. К апрелю 2018-го ежедневное количество выпускаемых шин в российском "филиале" составило уже более 50.000 штук. Режим работы производства - 330 суток в году в формате 24/7.
Такие масштабы производства обусловлены постоянно растущим объемом рынка - о работе на склад речи не идет. В Nokian Tyres отмечают, что только за 2018 год шинный рынок РФ вырос на 10%, при этом сегменты А+В росли опережающими темпами, а продажи зимних шин росли быстрее летних. Отчасти эта статистика будет актуальна и для Беларуси, хотя по нашей стране подобных отчетов и нет.
Отдельный повод для гордости компании - строящийся испытательный полигон в Испании, запуск которого запланирован на 2020 год. Многие ассоциируют Nokian именно с зимними шинами, хотя в линейке продуктов есть предложения и для теплого сезона. Нынешний "летний" полигон в финском Нокиа в силу своего расположения не отличается теплым климатом - короткое лето не позволяет проводить тесты в желаемых масштабах. Новый полигон в Испании позволит значительно увеличить время на испытания летних продуктов, как это сейчас происходит с зимними шинами на полигоне White Hell на севере Финляндии. Туда и направимся.
White Hell
Зимний полигон White Hell (или "Белый ад" по-русски) - это территория в 700 гектаров, расположенная на севере Финляндии за Северным полярным кругом. С ноября по май там проходят испытания порядка 20.000 шин, в том числе и изделий конкурирующих брендов. С воздуха все это выглядит как настоящий рай для автомобилиста: несколько трасс различной конфигурации, разные типы покрытия, лесные дорожки - только дайте автомобиль. Но частным "покатушкам" доступ туда закрыт, увы.
На полигон White Hell мы прибыли не просто так: где еще, как не посреди заснеженных дорог, оценить преимущества новой зимней Nokian Hakkapeliitta LT3 для легких грузовиков? Большие нагрузки, суровые зимы - в этом вся LT3.
Среди главных отличий новинки - ошиповка Arctic Stud. Первая ее особенность - материал изготовления. Нержавеющая сталь призвана сохранить внешний вид шипа и увеличить его коррозионную стойкость в условиях дорог, густо усыпанных солью и реагентами.
Вторая особенность - сама форма шипа. Отныне это не просто металлический "хвостик", а вполне себе обособленное изделие, которое устанавливается в шину в отдельно просчитанном положении.
Третья особенность - увеличенная длина шипа. В совокупности с другими доработками вроде увеличенной глубины канавки и использования особой резиновой смеси Hakkapeliitta LT3 смогла обогнать предыдущую LT2 по всем параметрам.
Для потребителей LT3 станет доступна осенью 2019 года с типоразмерами от 16 до 20 дюймов, правда, с некоторыми ограничениями по части наличия или отсутствия шипов.
От теории - к практике, где Nokian Tyres предоставила возможность вовсю насладиться и шинами из актуальных линеек, и самим полигоном. Заметим, что речь идет не о полноценных испытаниях, одиночных или сравнительных тестах, а скорее о потребительской оценке, впечатлениях и ощущениях.
Начать "испытания" предстояло с простой и воодушевляющей связки: трасса, где можно практически безбоязненно ставить машину "боком", Audi RS4 с "механикой", V8 под капотом и шипованной Hakkapeliitta 8.
Первая, вторая, третья… Больше "щелкать" передачи необходимости нет - можно сосредоточиться на трассе. Уже на первой половине круга в голове заедает мысль: автоспорт - в массы. Позже эта мысль сменяется более насущными проблемами: как бы красивее зайти в поворот и не улететь при этом в снежный бруствер, пусть все на то и рассчитано. Касательно управляемости все просто: чем больше кругов, тем больше скорость и смелее движения рулем. К автомобилю привыкаешь, шипы лишь добавляют уверенности.
Совершенно другие ощущения приносит поездка "боком" уже на пассажирском сиденье, со штатным тест-пилотом: дорога приближается со стороны бокового стекла, в то время как через лобовое можно любоваться видами на обочине. В общем, однозначно: автоспорт - в массы. Лишь бы не на дорогах общего пользования.
Отдельное удовольствие - два ралли-кара с каркасом безопасности и голым металлом. Внутри шумно и жарко, а оттого еще интереснее: это не "холеная" RS4!
После Audi RS4 пересаживаемся на RS5 с "липучкой" Nokian Hakkapeliitta R3 и выдвигаемся на дороги общего пользования. Режим передвижения исключительно штатный, отсюда и смазанные впечатления в духе "вроде едем". Разве что в салоне тихо.
Потому остается лишь подмечать приметные для белоруса вещи. Снег на обочинах, по крайней мере в этой части Финляндии, непривычно чистый белый. В городке неподалеку от полигона никто особо не старается обнажить асфальт: снежной каши нет - и ладно. Край обочины на одной из дорог предусмотрительно обозначен вешками. Из-за большого количества снега запросто можно перепутать обочину с заваленным снегом оврагом.
Еще в Финляндии есть олени. На асфальтированных дорогах общего пользования они замечены не были, однако на подъезде к полигону одну из "групп" мы все же встретили. Сами финны их не слишком-то любят: говорят, что слишком глупые и наглые животные. Если "повезло" догнать бегущее стадо на дороге, есть вероятность, что плестись за ними придется еще долго, ибо на догоняющий транспорт и сигналы клаксона олени реагируют чуть лучше, чем никак. Что, впрочем, никак не отменяет их вкусовых качеств.
После поездки по окрестностям полигона возвращаемся на "базу" для самого наглядного испытания. Как будет вести себя летняя, зимняя фрикционная и зимняя шипованная резина в одинаковых условиях? Это мы выясняли на трассе, состоящей из трех участков: первый - чистый скользкий лед, второй - лед обработанный, "шершавый", третий - просто заснеженная дорога. Ехать нужно "змейкой" между конусами, а в их разрывах чередовать разгон и торможение.
Результат в принципе ожидаем: чем чище лед, тем отчетливее ощущается работа шипов. В их пользу играют и циклы разгона и торможения. Зимние фрикционные шины тоже неплохи, но ощутимо уступают шипованным (вспоминаем результаты специальных тестов и замеров).
Летняя резина еще кое-как позволяет ехать на заснеженном участке, однако на ледяном покрытии контролировать автомобиль становится трудной задачей даже на небольшой скорости. Объезжаем "фишку", поворачиваем… Нет, не поворачиваем - просто скользим по льду и превращаемся в зрителя. Утрированно, но смысл примерно такой: с летней резиной на льду водителю остается лишь задать изначальный курс движения и искреннее надеяться, что ему повезет.
Раз уж затронули тему льда, не можем не упомянуть и огромный ангар, в котором также проходят тесты резины. Главная его особенность - круглогодичные одинаковые условия, которые не зависят от погоды. Результат - максимальная объективность оценок.
Заключительная часть тест-драйвов - поездка на Ford Raptor, Volkswagen Amarok и Audi Q5, "обутых" в ранее упомянутую LT3. Едва только осознали, что при неспешном пробирании по лесным дорогам Volkswagen Amarok по ощущениям не сильно-то и отличается от обычной "легковушки", наступает время меняться машинами.
На Ford Raptor поступают жалобы: не управляется. Уже дважды каким-то образом Ford смог "отыскать" места, где можно застрять. Удостовериться лично в своенравном характере авто так и не удалось.
Пикап под управлением коллеги неожиданно и элегантно съезжает с дороги на заснеженную обочину и садится на "днище". Это третья попытка "засадить" автомобиль - и в этот раз успешная. Попытки выехать своим ходом результатов не приносят: "уплотняемся" в оставшиеся автомобили и оставляем Ford в лесу - его вызволением займутся позже. Какой бы хорошей резина ни была, панацеей она не является. Вспомните традиционные "дни жестянщика".
На этом наши приключения, проходившие под слоганом It’s a beautiful journey, подходят к концу. И это было действительно "бьютифул".
Андрей ГОРЕЛИК
Фото автора и Nokian Tyres
ABW.BY
Редакция выражает благодарность Nokian Tyres за помощь в организации поездки
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber