30,8K подписчиков

Почему кованные диски “дешевле” чем штамповка или литьё?

4,5K прочитали

У нас уже была статья про выбор дисков, но там мы пытались выяснить, что брать – дешевое литье или штамповки, где экспериментально пришли к выводу, что дешевое лить очень тяжелое, тяжелее чем штампованные диски, плюс у них один - “красиво”.

Сегодня же предлагаю вам поговорить на еще одну абсурдную тему, а именно – кованные диски обойдутся дешевле чем штампованные или литые, странно, да? В чем вообще разница между литыми и кованными дисками?

Автор фотографии: drive2.ru/users/festival-163
Автор фотографии: drive2.ru/users/festival-163

Если упрощенно, материал одинаковый – алюминий (точнее сплав алюминия, а с чем его мешать решают уже сами производители), но технология производства разная. Литые диски отливаются в форму, то есть алюминий плавится до жидкого состояния, заливается в форму и диск готов. Ковка делается иначе, болванку алюминия греют, но не плавят, далее под прессом, задают ей форму, на этом этапе меняется свойства материала. Дальше охлаждают, и начинают обрабатывать под форму диска, выпиливая лишнее.

Процесс формовки болванки для ковки, пресс давит 4000 тонн.
Процесс формовки болванки для ковки, пресс давит 4000 тонн.

Почему ковка дорогая? Вроде материал тот же, что в литых, а цена может отличаться кратно. Всё дело в технологии, на кованный диск требуется более дорогое оборудование, нужно потратить больше времени на само производство. Отечественные компании, производящие кованные диски, пользуются наследием СССР, получив станки и мощные прессы за бесценок, поэтому цены близки к народу (почти).

В чем преимущества и почему дешевле, если уже дороже?

Плавно подходим к главному вопросу, дело в том, что ковка значительно легче литого диска, и чем больше диаметр и ширина диска, тем эта разница заметнее, например, взять хороший литой диск 19 дюймов и кованный 19 дюймов, разница в весе будет от 4х килограмм, а это с 4-х колес 16 (ниже продолжим тему веса).

У нас уже была статья про выбор дисков, но там мы пытались выяснить, что брать – дешевое литье или штамповки, где экспериментально пришли к выводу, что дешевое лить очень тяжелое, тяжелее чем...-3

Кованный диск легче, но значительно прочнее, там, где литье лопнуло, ковка просто погнулась, правится как штамповка “молотком”. Это достигается именно за счет технологии производства.

И почему же всё-таки дешевле? Думаю, многие уже всё поняли. Эта экономия достигается на длинной дистанции. Есть два понятия подрессоренная и неподрессоренная масса: если просто, подрессоренная это всё, что на подвеске, то, что скачет в момент проезда неровностей, а неподрессоренная это то, что повторяет неровности: колеса, тормоза, рычаги, пружины, амортизаторы, поворотные кулаки…

У нас уже была статья про выбор дисков, но там мы пытались выяснить, что брать – дешевое литье или штамповки, где экспериментально пришли к выводу, что дешевое лить очень тяжелое, тяжелее чем...-4

Так вот, чем больше разница между этими массами, тем меньше неровности воздействуют на кузов и сидящих внутри, т.е. комфорт, но конечно же есть некий предел этого отношения. Но самое главное, чем легче неподрессоренная масса, тем меньше разрушающее воздействие на элементы подвески, шрусы. Легкие колеса легче крутить двигателю, следовательно, меньше расход, опять же в долгосрочной перспективе.

Бытовой пример, у меня на ВАЗ 2114 стояли кованные 14 дюймовые б/у диски ВСМПО, примерно на 40 км/ч влетел в яму-лужу, “которой вчера еще не было”, удар был жесткий, две новые зимние покрышки получили боковые порезы, а дискам хоть что, прибавилось пару отметен, но они остались геометрически целыми. Тут на мой взгляд и достигается основная экономия.

Всем спасибо за внимание! Жмите большой палец вверх, если информация оказалась полезной, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать обновления.