В советское время ст. 64 УК РСФСР карала за государственную измену строго – 15 лет колонии либо расстрел. Чтобы другим было неповадно предавать Родину, обычно давали «вышку».
Правда, была возможность избежать наказания. В этой же статье отдельным абзацем было выделено: «Гражданин СССР освобождается от уголовной ответственности, если он никаких враждебных действий не совершил и добровольно заявил органам власти о своей связи с иностранной разведкой».
Конечно, всем было понятно, что в этом случае будут долго разбираться, почему подход вражеских спецслужб был сделан именно к ним. Если работал за границей, наверняка отзовут, ну и путь по карьерной лестнице будет закрыт.
Вот те предатели, которые не воспользовались этой возможностью. Кто-то по малодушию, поддавшись на шантаж, кто-то деньжат хотел срубить по-быстрому, а кто-то отомстить своему руководству. Все они получили за свою шпионскую деятельность высшую меру наказания – расстрел.
Приводим список предателей с указанием их ведомственной принадлежности, даты исполнения приговора и краткой справкой.
Петр Попов, ГРУ – январь 1960 года
Сгубила офицера военной разведки роковая любовь. На содержание любовницы в послевоенной Вене требовались деньги. Офицерского жалования на рестораны и гостиницы не хватало. Вот и пошел Попов предлагать свои услуги американской разведке. Таких на профессиональном сленге называют инициативниками.
Попов был на хорошем счету у руководства в ГРУ. Его после Вены направляли на работу в город Шверин на севере ГДР и в Восточный Берлин. И везде он был на связи с ЦРУ. Передавал ценную разведывательную информацию, которой владел по долгу службы.
Засветили Попова в Москве сами американцы. Кинули адресованное ему письмо с инструкциями в почтовый ящик под контролем сотрудников службы наружного наблюдения. Факт его сотрудничества с ЦРУ был окончательно подтвержден, когда Попов вышел на встречу со своим куратором.
Олег Пеньковский, ГРУ – 1963 год
Участник Великой отечественной войны, орденоносец, получивший звание полковника в 30 лет, оказался с гнильцой. Негативные качества его характера проявились в первой загранкомандировке в Турции, где он работал в середине 50-х годов старшим помощником военного атташе. Вот что писал в служебной характеристике о нем его руководитель: « Злобный и мстительный человек, способный на любую подлость ради своей карьеры».
Еще в Турции Пеньковский пытался вступить в контакт со спецслужбами западных стран, но безуспешно. Его принимали за провокатора. Он был уволен из ГРУ, но потом восстановлен благодаря своим служебным и личным связям. Работал в Государственном комитете по координации научно-исследовательских работ. Мог выезжать заграницу в составе советских научных делегаций.
Весной 1961 года Пеньковский в Лондоне имел продолжительную беседу с представителями английской и американской разведок и был ими завербован. Ему дали двойной шпионский псевдоним – Алекс и Янг и обещали гражданство в любой стране на выбор.
Пеньковский засветился на тайниковой операции. За ним длительное время следили, чтобы вскрыть все его связи, а потом арестовали. Он быстро признал факт своего сотрудничества с иностранными разведками, каялся и предлагал начать с ними двойную игру.
В западной прессе о Пеньковском писали, что его вместо расстрела, якобы, сожгли живьем в топке крематория. Казнь эту засняли на пленку в назидание другим. Эта выдумка была подхвачена небезизвестным нам Владимиром Резуном в книге «Аквариум».
Владимир Ветров, КГБ – февраль 1985 года
Путь его к предательству был долгим. Только через 10 лет после первой зарубежной командировки во Франции, где у него появился друг Жак, он смог написать ему письмо из Москвы с предложением работать на французскую разведку.
Шпионская деятельность Ветрова нанесла значительный ущерб советским разведывательным органам. Французы поделились секретными документами, полученными от него, с американцами. В результате из резидентур КГБ по всему миру были высланы сотни разведчиков, а тем, кого оставили, передавали ложную информацию.
Валерий Мартынов КГБ – февраль 1986 года
Этот офицер, успешно работавший в вашингтонской резидентуре КГБ. Он даже был награжден за это орденом, но в последствие проявил малодушие и трусость. Мартынов поддался шантажу американских спецслужб и стал их агентом.
В 1985 году Олдридж Эймс, руководитель подразделения ЦРУ, которое отвечало за Советский Союз, передал нам список советских «кротов». Среди них был и Ветров. В Центре не могли поверить, что он американский шпион.
Под благовидным предлогом его отозвали в Москву и арестовали прямо аэропорту «Шереметьево». Под тяжестью предъявленных улик Ветров признал свою шпионскую деятельность и понес заслуженную кару.
Леонид Полещук, КГБ – июнь 1986 года
Полищук дважды изменил присяге. Первый раз, находясь в служебной командировке в Бирме. Там он увлекся сомнительными развлечениями и растратил деньги из оперативной кассы резидентуры. Чтобы покрыть недостачу предложил американцам свои услуги и стал их агентом. Правда, работать на них в Москве отказался.
Через 10 лет Полищука направили в Нигерию. Осмотревшись в новой обстановке, он решил восстановить отношения с ЦРУ, что вскоре и было сделано.
Вернувшись в Москву Полищук продолжил работу на американскую разведку. Погорел он на тайниковой операции, когда вышел изымать закладку, находящуюся под наблюдением контрразведчиков.
На первых допросах держался нагло и все отрицал. Признательные показания дал лишь после того, как в квартире были найдены вещественные доказательства его шпионской деятельности. Пытаясь затянуть следствие, оклеветал своего сослуживца, которому пришлось долго доказывать свою непричастность к этому шпионскому делу.
Геннадий Сметанин, ГРУ – июль 1986 года
Пошел на сотрудничество с из чисто меркантильных интересов. Спекуляция валютой и заграничными шмотками не давала ощутимых результатов. Сорвать жирный куш он надеялся став агентом ЦРУ. При этом посвятил в свои планы свою жену.
Сначала американцы отнеслись к приходу Сметанина настороженно. Слишком много в те годы появилось инициативников. Под их видом КГБ пытался внедриться в структуру американских спецслужб своих людей. Пришлось Сметанину доказывать свою правоту на полиграфе.
Помог выявить шпиона в органах КГБ упомянутый здесь Олдридж Эймс. За Сметаниным и его супругой в Москве установили слежку. Он был арестован в вагоне поезда, когда ехал в Казань к родственникам. В багаже и личных вещах были найдены шпионские принадлежности и драгоценные камни.
Адольф Толкачев, инженер НИИ радио и приборостроения - сентябрь 1986 года
Единственный гражданский среди офицеров спецслужб.
Обиженный на свое руководство, Толкачев мечтал уехать на Запад, где по достоинству оценят его знания и способности. Он решил обратиться за помощью к американцам и стал искать возможность выйти на сотрудников посольства США в Москве.
Удалось это не сразу. Но потом в течение шести лет Толкачев передал сотрудникам ЦРУ тысячи фотопленок с чертежами и схемами нашей новейшей авиационной и ракетной техники, а также секретную документацию на их узлы и детали.
Оплачивать услуги Толкачева американцы не скупились. Он был самым высокооплачиваемым советским агентом ЦРУ. Правда, тратить миллионы рублей и долларов ему было некуда. Он опасался разоблачения и стремился вести скромный образ жизни, не привлекая к себе внимания посторонних.
Сообщил сотруднику КГБ о Толкачеве американец, пришедший в советское посольство в Вене. Его готовили в качестве связника к нему, но забраковали на полиграфе. Вот он, обидевшись, и пришел предложить свои услуги КГБ.
Толкачев, тогда уже не молодой, во всем признался и даже стал сотрудничать со следствием. Он надеялся, что ему сохранят жизнь. Суд по его делу длилось не меньше года и закончилось приговором.
Дмитрий Поляков, ГРУ – арестован в августе 1986 года, расстрелян в 1988 году
Поляков - участник войны, офицер-орденоносец, дослужившийся до генерала. Он смог в течение четверти века, будучи «кротом» в структуре ГРУ, снабжать американскую разведку ценной информацией.
Конечно, оказаться вне подозрений ему помогла высокая профессиональная подготовка и богатый опыт оперативной работы за рубежом. Премудростям конспиративной связи и тайниковым операциям он сам мог научить кого угодно.
Пишут, что мотивом его предательства была месть за смерть первенца, когда ему надо было сделать дорогую операцию, а у Центра не нашлось денег для неё. Так ли это или нет, правду никто не знает. Но и стремления к обогащению у Полякова не просматривалось.
Он как бы рассматривал себя в двух ипостасях: с одной стороны, советский офицер, делающий успешную карьеру в ГРУ, а с другой, ценный агент американской разведки. Полякову не хватало адреналина, и такой подход вполне удовлетворял его стремление к риску в жизни.
Предатель раскрыл американцам принадлежность к военной разведке всех кого знал и с кем общался. Он выдал сотни агентов и десятки наших разведчиков-нелегалов. Раскрыл структуру главных отделов МО и Генштаба. Нанес колоссальный ущерб не только советской разведке, но и стране в целом.
Настораживающие факты о его работе на ЦРУ были. Особенно в период его последней командировки в качестве руководителя резидентуры ГРУ в Индии. Но поверить в то, что дослужившийся до звания советского генерала может служить врагу, поверить никто не мог.
Здесь снова всплывает список американской агентуры, составленный Олдриджем Эймсом. Поляков в нем значится в первых строчках. Его надежды отсидеться в качестве ветерана ГРУ на пенсии не сбылись. Поляков был арестован летом 1986 года. Он рассчитывал, что его могут обменять на арестованного в США советского разведчика. Но, увы, этого не произошло и через два года предатель был расстрелян.
На что хотелось бы обратить ваше внимание
Как видно пик предательства в наших разведывательных органах пришелся на середину 80-х годов. Тогда в стране началась горбачевская перестройка. Это был переломный период в её истории. С приходом гласности и отменой цензуры наметились перемены в общественно-политической жизни общества. Они коснулась и разведывательных служб, отрыгнувшись целой серией предательств её сотрудников.
Может быть, есть ещё мнения. Не стесняйтесь высказываться.