Найти в Дзене

Ремонт насоса своими руками: Как выявить неисправность?

В своих минувших статьях мы многократно описывали факты неправильной эксплуатации насоса, которые влекут за собой поломку оборудования. Сегодня мы рассмотрим методы самостоятельной диагностики насоса в тех случаях, когда он все-таки сломался и вам необходимо выявить причину поломки.

Поскольку причина далеко не всегда заключается в предмете нашего обсуждения, первым шагом будет исключение влияния системы и внешних факторов из нашего списка «подозреваемых».

Исходя из профессиональной практики нашей компании, можем подчеркнуть, нередко причиной несоответствующей работоспособности насоса является проблема в самой системе: ошибка или отказ автоматики, засор фильтров, подсос воздуха это только немногие из возможных оснований для подобной неисправности. Поэтому, методом дихотомии, исключаем те элементы системы, чья исправность не вызывает вопросов.

Наиболее правильным будет диагностировать насос отдельно от системы. Иными словами: если исключив насосное оборудование из системы и подключив его к альтернативному источнику, он по прежнему неисправен, мы переходим к выявлению причин непосредственно в нём самом. Оговоримся, далее речь пойдет о бытовых однофазных насосах.

Если при включении, насос не реагирует полностью, в большинстве случаев это означает неисправность двигателя. Как правило, восстановить оборудование в подобной ситуации можно посредством перемотки двигателя насоса. Целесообразной данная мера будет только в случае достаточной стоимости ремонтируемого оборудования.

После включения насос подает «признаки жизни» (к примеру, характерное гудение), но не запускается? Переходим к следующим этапам диагностики.

Для диагностики двигателя насоса необходимо использовать мультиметр. С его помощью мы замеряем сопротивление обмоток и сверяем показатели на предмет соответствия справочному сопротивлению данной модели. Выяснить справочное сопротивление для той или иной модели насоса можно как в интернете, так и запросив у производителя оборудования.

-2

1.1 Неисправность конденсатора – распространенная причина, при которой происходит отказ в запуске насоса. Выявление/исключение обозначенной неисправности производится посредством замены самого конденсатора на аналогичный по ёмкости.

1.2 Заклинивание вала двигателя – пробуем провернуть вал двигателя за вентилятор (заклинивание может произойти, например, в следствии длительного простоя). Если по окончании данной процедуры, работа восстановлена и насос запускается, то, в соответствии с нашей практикой, дефект устранён. Если вращение вала по прежнему производится с затруднением, либо не поддается вращению полностью, проблема может быть заключена в попадании посторонних предметов в гидравлическую часть. Такой вид поломки «лечится» разбором и чисткой всех элементов гидравлики.

1.3 Неисправность пусковой (стартовой) обмотки – при помощи замера сопротивления обмотки и сравнения с актуальными для данной модели насоса параметрами, выявляем наличие/отсутствие неисправности в данном узле. 15-20% является допустимой погрешностью отклонения от заложенной производителем нормы. Более высокое отклонение от нормы может привести к проблеме с запуском двигателя. Устранение неисправности пусковой обмотки можно решить только посредством перемотки двигателя.

1.4 Недостаточное напряжение сети при запуске – в момент запуска насос потребляет пусковой ток, превышающий в несколько раз номинальный, при этом может возникать значительное снижение напряжения в сети. При снижении до критического значения, как правило ниже 195В возможны проблемы с пуском двигателя насоса. Иногда эту проблему можно решить с помощью стабилизатора.

Насос запускается, но не выдает свои рабочие параметры? Переходим к следующим этапам диагностики.

2.1 Деформация гидравлической части – может произойти в процессе перегрева насоса в результате отказа/сбоя автоматического блока управления. Отдельные элементы гидравлической части могут быть деформированы, например, диффузоры, рабочие колёса или втулки, что приводит к посторонним нехарактерным звукам в процессе работы. Итогом нарушения целостности гидравлической части может стать несоответствие выдаваемых насосом характеристик реальным рабочим параметрам (напор, подача, рабочая точка), либо полная неработоспособность.

2.2 Неисправность рабочей обмотки – происходит в результате перегрева или межвиткового замыкания, в соответствии с этим меняется сопротивление рабочей обмотки, а в результате может упасть и мощность двигателя. В сложившейся ситуации есть только два пути решения: либо продолжить эксплуатацию насоса с текущими параметрами, либо произвести перемотку двигателя.

2.3 Недостаточное напряжение в сети – если насос запускается, но при работе не выдает свои характеристики, возможно, что снижение мощности происходит из-за пониженного напряжения в сети. В этом случае причина может быть как в подводящей линии, так и в неправильном выборе сечения кабеля. Необходимо убедиться, что кабель подобран верно, особенно в случае его большой протяженности.

Насос работает, но есть иные признаки неисправности? Переходим к следующим этапам диагностики.

3.1 Посторонний металлический шум при работе – может быть обусловлен износом подшипников. Причиной износа подшипников нередко является неисправность в гидравлической части, а если быть точнее – в результате попадания постороннего предмета. Возникают биения и, как следствие, вибрации вала. Подшипники начинают быстро изнашиваться и разрушаться. Также, если насос старше 5-7 лет, то причиной поломки подшипников может быть и вполне естественный износ. При данном виде неисправности требуется замена подшипников.

3.2 Скопление воды под корпусом насоса – наиболее распространенное следствие проблем с торцевым уплотнением между электрической и гидравлической частью. В случае своевременного обнаружения данного дефекта, можно обойтись элементарной заменой последнего. Продолжив дальнейшую эксплуатацию насоса, с большой долей вероятности, усугубится дефект целостности торцевого уплотнения. Результатом станет попадание воды из гидравлической части насоса в электрическую. Первичным последствием станет коррозия и ускоривший износ подшипников, в дальнейшем – короткое замыкание двигателя. Потому, профессиональной рекомендацией для вас будет – устранение описанной неисправности на ранней стадии. Производится посредством разборки и просушки всего оборудования, с последующей заменой вышедших из строя элементов (торцевое уплотнение, в случае протечки – ещё и подшипники).

Это были профессиональные рекомендации от компании PROIRRIGATION «Ремонт насоса своими руками: Как выявить неисправность?». Если эта информация вам полезна, пожалуйста подпишитесь на наш канал и поставьте лайк!

Ежедневно мы рассказываем здесь, как самостоятельно сделать пространство на участке комфортным, функциональным и радующим глаз.

Авто
5,66 млн интересуются