Мы привыкли считать, якобы мышление – это то, что происходит осознанно. Что мы думаем, когда читаем книгу или слушаем лекцию. Но на самом деле значительная часть нашего думания происходит без нашего сознательного участия. И отвечает за это один из режимов работы мозга, который категорически против, чтобы другие режимы ему мешали.
Когда вам кажется, что вы «ни о чём таком не думаете», ваш мозг работает на полную катушку.
Центральная исполнительная сеть
Система, которой мы больше всего любим присваивать статус своего интеллектуального движка – это ЦИС. Она обеспечивает нам познавательную функцию. С её помощью мы воспринимаем полученную информацию, обрабатываем её и решаем, запоминать её или нет. Наша рабочая память также находится здесь, поэтому первоначальный этап любого обучения нам обеспечивает именно центральная исполнительная сеть.
Также эта чудесная система включена, когда мы листаем ленту вк, читаем статьи или просматриваем картинки в инстаграм. Если, конечно, в обработку внешних сигналов не врывается ДСМ с категорическим требованием срочно пожевать что-нибудь про всех этих слишком счастливых людей.
Неудивительно, что читать длинные тексты нам всё сложней, когда активную работу ЦИС постоянно прерывает дефолт-система мозга. Впрочем, не её одну.
Сеть выявления значимости
Эта сеть включается, когда мы сосредотачиваемся на выполнении конкретной задачи. Например, нам нужно посчитать в столбик. ДСМ сразу замолкает, включается сеть выявления значимости. Кстати, за медитацию тоже отвечает СВЗ, быть может, когда дефолт систему занесло и умственная жвачка не даёт сосредоточиться, можно попробовать посчитать в столбик? Это будет побыстрее, чем войти в нирвану, а эффект примерно тот же – заставить замолчать жителей внутренней стаи. Которым, конечно же, нет дела, что вы на чём-то сосредоточены. Их бесконечное говорение – естественный процесс и происходит благодаря ДСМ.
Дефолт система мозга
Наша самая активная система была создана не для того, к чему мы пытаемся её принудить. Мы все боремся с идиотом, который как жвачное животное, постоянно блуждает, верно? Но борьба с этим идиотом бессмысленна до тех пор, пока мы не осознаем его неизбежность. Он — не возникший спонтанно баг мышления, он — его автопилот. Эволюционно ДСМ возникла для того, чтобы мы просчитывали и продумывали отношения с другими людьми. И это происходит без нашего сознательного участия.
Почему в первый раз записывать блуждания так сложно? Они в основном бессловесны. Мы постоянно крутим в голове других людей и отношения между ними, но как только требуется выложить на бумагу то, о чем мы сейчас блуждали, возникает проблема. То, что мозгу казалось вполне понятной тяжестью, сознанием не ухватывается. И из длинного нарратива, полного шекспировского драматизма, выходит: «меня вроде как раздражает коллега по работе, я злюсь». Но в ДСМ нет ни «коллеги», ни «работы» ни даже «злости». Есть коллега, как человек, и целый пласт взаимосвязей этого человека с другими людьми. Вот только ухватить такие взаимосвязи сознательно сложно, поэтому мы быстренько лепим на всё словесные ярлыки и довольны. Можно блуждать дальше.
Поскольку всё наше мышление глубоко социально, то не стоит удивляться, что думает в нас именно дефолт-система мозга
Это может быть не самое комфортное для эго понимание мышления. Мы хотим считать себя думающими, когда читаем те же «Чертоги», когда слушаем лекцию Докинза или смотрим обалденно сложную документалку. Но нет, думаем мы именно тогда, когда прокручиваем в голове внутреннюю стаю. И так, как мы «крутим» в ДСМ других людей, мы можем крутить вообще что угодно. И произведение искусства, и математические задачи, и написание статей. Потому что дефолт система — всё, что у нас есть для активного мышления. Она, в отличие от сознания, способна одновременно рассматривать и проводить взаимосвязи между 150 интеллектуальными объектами. Противовес в три объекта за единицу времени слабенький, верно?
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления
и на нашем сайте.