Найти в Дзене
Капитал страны

Ил-62 – советский самолет, от которого у американцев открывались рты

Турбореактивный самолет Ил-62
Турбореактивный самолет Ил-62

К 60-м годам прошлого века стало понятно, что эра турбовинтовых самолетов подходит к концу. Были разработаны более экономичные и надежные турбореактивные двигатели. С использованием этих двигателей стали проектироваться новые лайнеры – прежде всего для полетов межконтинентальной дальности. Так, в СССР на смену Ту-114 пришел легендарный самолет Ил-62, который стал настоящим прорывом в развитии отечественной гражданской авиации.

-2

Максимальная дальность полета Ил-62 составляла от 10000 до 11050 километров (в зависимости от модификаций и загруженности машины), крейсерская скорость – 790-850 километров в час. На борт самолет мог взять 186 пассажиров. Первый полет Ил-62 совершил в 1963 году, а с 1967 года поступил в эксплуатацию. Разработка лайнера началась в 1960 году. На весь производственный цикл ушло семь лет. Для сравнения новейший российский пассажирский самолет МС-21 начал разрабатываться в 2002 году. Прошло 17 лет, а готового к эксплуатации самолета нет.

Кабина пилотов Ил-62, киевский авиамузей
Кабина пилотов Ил-62, киевский авиамузей

Ил-62 производился серийно с 1966 по 1995 годы. Всего (с учетом модификаций) было выпущено 289 самолетов.

О качествах этой машины говорит хотя бы тот факт, что в течение нескольких десятилетий Ил-62 служил правительственным самолетом в СССР и России. Ким Чен Ын летает на нем до сих пор.

-4

И еще один любопытный факт. Во время первого перелета по маршруту Москва-Нью-Йорк-Москва в аэропорту Нью-Йорка произошел неприятный инцидент. Тягач, который должен был вывести Ил-62 на взлетно-посадочную полосу (а для этого следовало развернуть машину на 180 градусов), не смог пристыковаться к самолету. Тогда командир экипажа попросил отогнать тягач, включил реверс (это аналог задней передачи у автомобиля), и выехал на взлетно-посадочную полосу сам. Американцы наблюдали за этим, раскрыв рты.

В салоне Ил-62  (РИА Новости © Владимир Родионов)
В салоне Ил-62 (РИА Новости © Владимир Родионов)

На сегодняшний день в коммерческой эксплуатации этих самолетов не осталось. Им на смену пришли более совершенные машины (в основном, к сожалению, зарубежного производства). Но свой незабываемый след в истории советской и мировой авиации Ил-62, несомненно, оставил.

Познакомьтесь с предыдущими материалами серии «Достояние гражданской авиации СССР»:

1. «Илья Муромец» – каким был первый гражданский самолет России

2. «Кукурузник» был пассажирским самолетом? Представьте себе!

3. Ту-104 – первый в мире реактивный пассажирский лайнер

4. Ил-18 –первый советский пассажирский самолет, широко продававшийся за рубежом

5. «Самолет-рекорд». Чем удивлял мир Ту-114

-6