К 60-м годам прошлого века стало понятно, что эра турбовинтовых самолетов подходит к концу. Были разработаны более экономичные и надежные турбореактивные двигатели. С использованием этих двигателей стали проектироваться новые лайнеры – прежде всего для полетов межконтинентальной дальности. Так, в СССР на смену Ту-114 пришел легендарный самолет Ил-62, который стал настоящим прорывом в развитии отечественной гражданской авиации.
Максимальная дальность полета Ил-62 составляла от 10000 до 11050 километров (в зависимости от модификаций и загруженности машины), крейсерская скорость – 790-850 километров в час. На борт самолет мог взять 186 пассажиров. Первый полет Ил-62 совершил в 1963 году, а с 1967 года поступил в эксплуатацию. Разработка лайнера началась в 1960 году. На весь производственный цикл ушло семь лет. Для сравнения новейший российский пассажирский самолет МС-21 начал разрабатываться в 2002 году. Прошло 17 лет, а готового к эксплуатации самолета нет.
Ил-62 производился серийно с 1966 по 1995 годы. Всего (с учетом модификаций) было выпущено 289 самолетов.
О качествах этой машины говорит хотя бы тот факт, что в течение нескольких десятилетий Ил-62 служил правительственным самолетом в СССР и России. Ким Чен Ын летает на нем до сих пор.
И еще один любопытный факт. Во время первого перелета по маршруту Москва-Нью-Йорк-Москва в аэропорту Нью-Йорка произошел неприятный инцидент. Тягач, который должен был вывести Ил-62 на взлетно-посадочную полосу (а для этого следовало развернуть машину на 180 градусов), не смог пристыковаться к самолету. Тогда командир экипажа попросил отогнать тягач, включил реверс (это аналог задней передачи у автомобиля), и выехал на взлетно-посадочную полосу сам. Американцы наблюдали за этим, раскрыв рты.
На сегодняшний день в коммерческой эксплуатации этих самолетов не осталось. Им на смену пришли более совершенные машины (в основном, к сожалению, зарубежного производства). Но свой незабываемый след в истории советской и мировой авиации Ил-62, несомненно, оставил.
Познакомьтесь с предыдущими материалами серии «Достояние гражданской авиации СССР»:
1. «Илья Муромец» – каким был первый гражданский самолет России
2. «Кукурузник» был пассажирским самолетом? Представьте себе!
3. Ту-104 – первый в мире реактивный пассажирский лайнер
4. Ил-18 –первый советский пассажирский самолет, широко продававшийся за рубежом
5. «Самолет-рекорд». Чем удивлял мир Ту-114