Найти в Дзене
Все о грузовиках – Trucksplanet

Семейство опытных грузовиков ЗИЛ-130Л с 6-цилиндровым мотором

Легендарные грузовики ЗИЛ-130 начали серийно производить в 1962 году, но первые опытные образцы начали появляться задолго до этого, еще в середине 50х. В 1957 году на испытания вышел опытный грузовик ЗИЛ-130Л, который получил обновленную кабину и оперение.

ЗИЛ-130Л. 1957 год
ЗИЛ-130Л. 1957 год

Для него был разработан рядный 6-цилиндровый 5,6-литровый двигатель ЗИЛ-120ВК, который выдавал 130 л.с. при 2800 об/мин. Приставка ВК означала верхнеклапанный, в то время как серийные версии этого мотора были нижнеклапанными. Его степень сжатия довели до 6,0, а крутящий момент составил 39 кГм при 1600 об/мин. Разработка этого силового агрегата велась с 1955 года.

ЗИЛ-130БЛ. 1957 год
ЗИЛ-130БЛ. 1957 год

ЗИЛ-130Л должен был стать основой обширного семейства, которое бы включало грузовик для работы с прицепом ЗИЛ-130АЛ, шасси под сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-130БЛ, седельный тягач ЗИЛ-130ВЛ и длиннобазный вариант ЗИЛ-130ГЛ.

ЗИЛ-130Л. 1957 год
ЗИЛ-130Л. 1957 год

Однако в августе 1957 года были построены лишь два прототипа базового бортового грузовика ЗИЛ-130Л с двумя разными вариантами силового агрегата: первый был оснащен карбюратором МКЗ-К-82 и выдавал 125 л.с., а второй - карбюратором МКЗ-К-86 и выдавал 136 л.с. В том же году сделали также один прототип шасси ЗИЛ-130БЛ.

ЗИЛ-130БЛ. 1957 год
ЗИЛ-130БЛ. 1957 год

Планировалось, что семейство ЗИЛ-130Л станет временной заменой основному ЗИЛ-130, пока работы по доводке V-образного силового агрегата ЗИЛ-130 не завершатся. Однако испытания показали, что двигатель ЗИЛ-120ВК не соответствует современным требованиям к моторам и, помимо всего прочего, имел повышенный износ деталей.

ЗИЛ-130В, ЗИЛ-130Л, ЗИЛ-130
ЗИЛ-130В, ЗИЛ-130Л, ЗИЛ-130

Несмотря на это, работы по модернизации этого мотора продолжались вплоть до 1960 года, когда на одном из ранее выпущенных двигателей повысили степень сжатия с 6,2 до 7,5, что позволило увеличить отдачу до 154 л.с. и 40 кГм. Грузовик переделали из прототипа 1957 года. Кроме обновленного мотора он также получил оперение типа ЗИЛ-3Э130

В том же году сделали попытку поставить под капот ЗИЛ-130Л самый совершенный на то время силовой агрегат линейки ЗИЛ-120 – ЗИЛ-158В мощностью 110 л.с.

ЗИЛ-130Л. 1960 год
ЗИЛ-130Л. 1960 год

Двигатели ЗИЛ-120ВК в итоге так и не увидели конвейер. В качестве альтернативного варианта для модификаций ЗИЛ-130, не нуждавшихся в мощном V-образном восьмицилиндровым двигателе, стали рассматриваться двигатели ЗИЛ-130М, имевшие меньшую мощность.