Найти тему
Живопись

Художник Альфред Сислей: блеск и нищета импрессионизма

Художник-импрессионист Альфред Сислей оставил этот мир в безызвестности, а годом спустя его картину купили за баснословную сумму.
Альфред Сислей, «Сена в Аржантее», 1872, холст, масло, 46×65 см
Альфред Сислей, «Сена в Аржантее», 1872, холст, масло, 46×65 см
Альфред Сислей, «Ветреный день в Венё», 1882, 60×81 см
Альфред Сислей, «Ветреный день в Венё», 1882, 60×81 см

Альфред родился в семье торговцев в 1839 году в сердце Франции. Его отец, Уильям, и мать, Фелиция, приходились друг другу двоюродными родственниками. Будучи англичанами по происхождению, они жили на берегах Сены с тех пор, как дед Сислея обосновался на другом берегу Ла Манша и начал возить товары в Англию, а потом женился на французской девушке. Уильям продолжил его дело и семья так и обосновалась в Париже.

Альфред Сислей, «Мороз в Лувесьенне»,1873, 46×61 см
Альфред Сислей, «Мороз в Лувесьенне»,1873, 46×61 см

Альфред должен был продолжить дело отца, но поняв однажды, что торговля ему не по душе, его манят мольберт и краски, увлекся живописью. Чтобы обучиться ремеслу в двадцать один год молодой человек отправляется к швейцарскому художнику Марка Габриэля Шарлю Глейру, который через два года возьмет к себе ученики и Клода Моне. Учитель был приверженцем академизма в живописи.

Глейр Марк Габриэль Шарль, «Две женщины с букетом»,1850
Глейр Марк Габриэль Шарль, «Две женщины с букетом»,1850

Глейр не брал денег со своих студентов, его единственным требованием к ним было лишь одно: «Рисовать , и только рисовать». Шарль приходил несколько раз в неделю в помещение студии, пристально рассматривал готовые работы и делал замечания молодым ученикам. Так Сислей получил свои первые знания и приобрел крепкие дружеские отношения с остальными соратниками по кисти. Как однажды заметил, учившийся там же Пьер Огюст Ренуар: "Глейр если ничему и не обучил будущих художников, то хотя бы им не мешал".

Альфред Сислей, «Дорога в Венё-Надон весной», 1885, 54×73 см
Альфред Сислей, «Дорога в Венё-Надон весной», 1885, 54×73 см

Спустя три года художники дружною компанией отправились в Барбизон, чтобы перенять опыт у товарищей, работавших профессионально на пленэре. Альфред, хоть и находился под влиянием друзей, но сразу определил свой путь и стиль, как автор лирических пейзажей.

Альфред Сислей, «Баржи близ Сен-Маммес», 1885, 54.3×64.7 см
Альфред Сислей, «Баржи близ Сен-Маммес», 1885, 54.3×64.7 см
Альфред Сислей, «Фруктовый сад весной», 1881, 54×72 см
Альфред Сислей, «Фруктовый сад весной», 1881, 54×72 см
Альфред Сислей, «Морэ-сюр-Луан» , 1881, 38×54 см
Альфред Сислей, «Морэ-сюр-Луан» , 1881, 38×54 см

В это период жизни Сислея финансово ему помогал отец, хотя и не принимал его увлечений. Но когда сын женился на Эжени Лекуэзек, он перестал помогать сыну. С этого момента жизнь художника пройдет в бедности вплоть до самой кончины.

Альфред Сислей, «Туман на берегах Уэльса», 1887, 65.5×92 см
Альфред Сислей, «Туман на берегах Уэльса», 1887, 65.5×92 см

Через одиннадцать лет в Париже на бульваре Капуцинок открылась первая выставка молодых импрессионистов. Надо отметить, что это был бунтарский протест группы творцов против академической живописи и постоянства выбора галерей одних и тех же художников. Парижанам картины не понравились, пресса назвали их грубыми и небрежными. Альфред тоже выставлял свои работы, но их не понимали и поэтому не покупали. Однако, Сислей методично продолжал писать свои спокойные, лирические пейзажи. Его безмятежные, приятные, легкие картины стали важной частью всего движения импрессионистов.

Альфред Сислей, «Дождь в Морэ-сюр-Луан», 1888, 54×73 см
Альфред Сислей, «Дождь в Морэ-сюр-Луан», 1888, 54×73 см

Жизнь достаточно сурово обошлась с потрясающим художником. Зимой в возрасте шестидесяти лет и пережив свою единственную супругу всего на год он тихо ушел. Единственной просьбой к своему старому другу Моне была просьба позаботился о сыне Пьере и дочери Жанне.

Альфред Сислей, «Прачки в Морэ-сюр-Луан», 1888, 36×43 см
Альфред Сислей, «Прачки в Морэ-сюр-Луан», 1888, 36×43 см
Альфред Сислей, «Мост в Морэ в лучах утреннего солнца»,1888, 65×92 см
Альфред Сислей, «Мост в Морэ в лучах утреннего солнца»,1888, 65×92 см

Клод Моне организовал выставку-распродажу картин друга, а также работ своих, Пьера Огюста Ренуара и Эдгара Дега. Вырученные деньги были отданы детям непризнанного Альфреда Сислея. А буквально через год картину «Наводнение в Пор-Марли», купит Исаак де Камондо, заплатив 43 тысячи франков.

Альфред Сислей, «Утиный пруд», 1875, 45.9×55 см
Альфред Сислей, «Утиный пруд», 1875, 45.9×55 см
Альфред Сислей, «Канал дю Луан весной, утро», 1897, 60×73 см
Альфред Сислей, «Канал дю Луан весной, утро», 1897, 60×73 см

Пройдет еще столетие с небольшим, и аукцион «Сотбис» продаст сразу несколько картин великого маэстро. Среди них картина «Утиный пруд» почти за 2,5 млн, а «Канал дю Луан весной» за 3,5 млн долларов.

Альфред Сислей, «Тропинка на берегу вечером близ Саюра в Нормандии», 1894, 81×100 см
Альфред Сислей, «Тропинка на берегу вечером близ Саюра в Нормандии», 1894, 81×100 см

Полотна Сислея сравнивают с медитацией, это сравнение интересное и правдивое. Его пейзажи не бросаются в глаза, но наполняют душу своим спокойствием и легкостью. Пейзажи можно долго рассматривать, отмечая красоту голубого неба, воды, которые так любил изображать великий импрессионист Альфред Сислей.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!